ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-811/2021 от 24.06.2021 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 16-811/2021

г. Пятигорск

Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу защитника ФИО8ФИО9 на вступившие в законную силу решение судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 12 октября 2020 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 2 декабря 2020 года, вынесенные в отношении ФИО12 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.3 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 года № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора отдела охраны, контроля и надзора за использованием объектов животного и растительного мира Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края № 4/105 от 03 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 12 октября 2020 года, решением судьи Ставропольского краевого суда от 02 декабря 2020 года, Тищенко Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 года № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Фенина Т.М. просит отменить вынесенные в отношении Тищенко Н.В. указанные выше акты, считая их незаконными.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.

Статьей 7.3 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 года № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» предусмотрена административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Ставропольского края, за исключением видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, сбор, содержание, удерживание в неволе и использование в качестве экспонатов для фотографирования и иных целей, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка.

Примечанием к данной норме предусмотрено, что действие настоящей статьи не распространяется на экземпляры редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Ставропольского края, за исключением видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также на их продукты и части, добытые, приобретенные или собранные за пределами Ставропольского края.

Согласно части 1 статьи 60 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 24 октября 2000 года № 189-п утверждено Положение о порядке ведения Красной книги Ставропольского края (далее по тексту – Положение).

Пунктами 1.1, 5.1 Положения предусмотрено, что Красная книга Ставропольского края является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Ставропольского края.

В Красную книгу Ставропольского края заносятся объекты животного и растительного мира, постоянно или временно обитающие или произрастающие в естественных условиях на территории Ставропольского края, которые подлежат особой охране.

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 27 июня 2013 года № 209 утвержден Перечень объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Ставропольского края (далее по тексту – Перечень).

В указанный перечень внесен «Горицвет весенний - Adonis vernalis».

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Тищенко Н.В. должностным лицом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края к административной ответственности на основании приведенной выше нормы Закона об административных правонарушениях Ставропольского края послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о выявленном в результате обследования 29 апреля 2020 года земельного участка с кадастровым номером 26:17:010703:4, расположенного в 7 км 850 м по направлению на северо-запад от ориентира, и в 7 км по направлению на юго-восток от ориентира (адрес ориентира: Ставропольский край, Андроповский район, пос. Овражный, ул. Центральная, 2), факте распашки целинного участка общей площадью 5,3 га, в результате которого произошло уничтожение 1767 экземпляров произраставшего Горицвета весеннего – «Adonis vernalis», занесенного в Красную книгу Ставропольского края. В результате ущерб от уничтожения среды произрастания вышеуказанного растения, занесенного в Красную книгу Ставропольского края, составил 40923 рубля 72 копейки.

Судебные инстанции с выводами должностного лица и принятым им решением согласились.

Принимая такое решение, должностное лицо и судебные инстанции исходили из того, что «Горицвет весенний - Adonis vernalis» относится к растениям, подлежащим особой охране на территории Ставропольского края, а произведенная Тищенко Н.В. распашка земельного участка привела к уничтожению 1767 его экземпляров.

Таким образом, по мнению должностного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и судебных инстанций, Тищенко Н.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.3 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 года № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае».

Вместе с тем состоявшиеся по делу постановление должностного лица №4/105, решение судьи районного суда и решение судьи краевого суда законными признать нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Тищенко Н.В. в ходе рассмотрения дела, в частности, в жалобах по делу последовательно приводились доводы о том, что в соответствии с земельным законодательством на нее как собственника земельного участка возложена обязанность использовать его в соответствии с целевым назначением, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, и об ограничениях в отношении земельного участка она не уведомлялась.

Приведенные доводы не получили надлежащей правовой оценки судебных инстанций при рассмотрении данного дела.

Так, из материалов дела следует, что земельный участок, кадастровый номер 26:17:010703:4, имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства».

Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков, что закреплено подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1482 утверждены признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации (далее по тексту – Постановление Правительства № 1482).

Из пункта 1 названного нормативного акта следует, что признаками использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением законодательства Российской Федерации являются в том числе наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению.

При этом в перечень сорных растений для установления признаков неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, являющийся приложением к Постановлению Правительства № 1482, включен «Горицвет весенний - Adonis vernalis».

Из вышеперечисленного следует, что «Горицвет весенний - Adonis vernalis», занесенный в Красную книгу Ставропольского края, в то же время включен в список карантинных сорных растений, произрастание которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

В нарушение требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не получили должной проверки и оценки суда доводы заявителя о том, что обработку земельного участка она осуществляла в целях избавления от сорных растений.

Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В связи с изложенным решение судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 12 октября 2020 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 2 декабря 2020 года, вынесенные в отношении Тищенко Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.3 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 года № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае», подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судье Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края.

При новом рассмотрении дела с учетом вышеизложенного судье Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края следует всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела в их совокупности, дать также надлежащим образом проверить доводы, приведенные заявителем в жалобе.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

жалобу защитника ФИО14ФИО13 удовлетворить частично.

Решение судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 12 октября 2020 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 2 декабря 2020 года, вынесенные в отношении Тищенко Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.3 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 года № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае», отменить.

Направить данное дело об административном правонарушении в отношении названного лица на новое рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края.

Судья

Пятого кассационного суда

общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова

Справка:

судья районного суда Кузнецова Н.М.

судья краевого суда Темрезов Т.Б.