ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 16-819/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 20 марта 2020 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу начальника территориального отдела № 21 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области (далее также территориальный отдел, ТО № 21 ТУ Госадмтехнадзора Московской области) ФИО1 (далее ФИО1) на вступившие в законную силу решение судьи Зарайского городского суда Московской области от 27 сентября 2019 года, решение судьи Московского областного суда от 31 октября 2019 года, состоявшиеся в отношении государственного бюджетного учреждения Московской области «Мосавтодор» (далее учреждение, ГБУ МО «Мосавтодор») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного административно-технического инспектора Московской области - начальника ТО № 21 ТУ Госадмтехнадзора Московской области от 01 августа 2019 года № 21/945/59 ГБУ МО «Мосавтодор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Зарайского городского суда Московской области от 27 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 31 октября 2019 года, постановление должностного лица Госадмтехнадзора Московской области отменено, производство по делу в отношении ГБУ МО «Мосавтодор» прекращено в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление, ФИО1 просит отменить судебные акты, вынесенные по делу об административном правонарушении. В доводах жалобы указывает, что обстоятельства совершения ГБУ МО «Мосавтодор» вменяемого правонарушения, выразившиеся в складировании твердых коммунальных отходов (далее ТКО) на контейнерной площадке, расположенной в полосе отвода автодороги «Зарайск – Кобылье», бремя содержания которой несет учреждение, являются установленными. Полагает необоснованными выводы судьи Московского областного суда о том, что назначенное постановлением от 01 августа 2019 года № 21/945/59 наказание является повторной мерой административной ответственности в связи с исполнением учреждением предписания от 31 июля 2019 года об устранении выявленных нарушений.
На указанную жалобу защитником ГБУ МО «Мосавтодор» представлены возражения, в которой он полагает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы и возражений на нее в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет прийти к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1 и 3 статьи 13.4 Закона об отходах определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее Правила обращения с ТКО) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил (пункт 5 данных Правил).
Согласно подпункту «в» пункта 8(1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 14 указанных Правил определено, что лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.
В силу части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, должностными лицами ТО № 21 ТУ Госадмнадзора Московской области 25 июля 2019 года в ходе осмотра контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов, расположенной в полосе отвода автодороги «Зарайск – Кобылье», на территории контейнерной площадки, ответственность за содержание которой возложена на ГБУ МО «Мосавтодор», выявлен навал ТКО объемом около 8 куб. метров, состоящий из полиэтиленовых мешков для мусора и сумок с упакованными в них твердыми коммунальными отходами.
Приведенные обстоятельства, отраженные в акте осмотра территории от 25 июля 2019 года, явились основанием для составления в отношении учреждения протокола об административном правонарушении от 31 июля 2019 года № 21/945/59, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения ГБУ МО «Мосавтодор» постановлением должностного лица Госадмтехнадзора Московской области от 01 августа 2019 года № 21/945/59 к административной ответственности, установленной данной нормой.
По результатам проверки 31 июля 2019 года ГБУ МО «Мосавтодор» выдано предписание № 21/945/59 сроком исполнения до 23 августа 2019 года, согласно которому учреждению предписано устранить допущенные нарушения положений Закона об отходах и Правил обращения с ТКО, на него возложена обязанность привести контейнерную площадку в надлежащее состояние путем вывоза с ее территории навала ТКО (л.д. 48).
Решением судьи Зарайского городского суда, вынесенным по жалобе защитника ГБУ МО «Мосавтодор» ФИО2, постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено. С выводами судьи городского суда согласился судья областного суда.
При этом в обоснование принятого решения судьей городского суда положены выводы о том, что деятельность по обращению с отходами производства осуществляется региональным оператором – ООО «Каширский Региональный оператор» на основании заключенного с ГБУ МО «Мосавтодор» контракта от 27 декабря 2018 года, согласно которому региональный оператор принял на себя обязательства по сбору коммунальных отходов в объеме и местах (площадках накопления), определенных в контракте. Совершение ГБУ МО «Мосавтодор» вменяемого административного правонарушения не подтверждается материалами дела и доказательства вины юридического лица в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе и накоплении отходов, административным органом не представлены.
Вместе с тем с данными выводами судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из протокола об административном правонарушении от 31 июля 2019 года № 21/945/59 усматривается, что в нем отражены сведения, предусмотренные частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, описано событие, послужившее основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности.
При рассмотрении дела должностным лицом в полном объеме изучены собранные по делу доказательства, в том числе контракт от 27 декабря 2018 года № КРО-2018-0001198, заключенный между ООО «Каширский Региональный оператор» (далее региональный оператор) и ГБУ МО «Мосавтодор», в котором отражено, что региональный оператор отвечает за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления ТКО (пункт 8 контракта). Бремя содержания контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с приложением № 5 к контракту возложено на ГБУ МО «Мосавтодор» (пункт 10 контракта) (л.д. 16).
Пунктом 13 контракта установлена обязанность учреждения по осуществлению складирования твердых коммунальных отходов (пункт «а»), обеспечению складирования твердых коммунальных отходов в контейнеры или иные места в соответствии с приложением № 5 к контракту (л.д. 11).
На основании имеющихся в материалах дела доказательств начальником ТО № 21 ТУ Госадмтехнадзора Московской области установлен факт несоблюдения ГБУ МО «Мосавтодор» требований в области охраны окружающей среды при сборе и накоплении отходов производства.
Таким образом, выводы, приведенные в решении судьи городского суда, не основаны на материалах дела и являются неправильными, оснований для прекращения производства по делу по мотивам, указанным судьей, не имелось.
Также не может быть признано соответствующим положениям процессуального закона суждение судьи Московского областного суда, изложенное в решении от 31 октября 2019 года, принятом по результатам рассмотрения жалобы должностного лица, вынесшего постановление по делу, из которого следует, что поскольку ГБУ МО «Мосавтодор» на основании предписания административного органа от 31 июля 2019 года осуществило вывоз ТКО с территории контейнерной площадки, что зафиксировано в акте осмотра от 02 августа 2019 года, назначенное постановлением от 01 августа 2019 года административное наказание является повторной мерой административной ответственности.
Исходя из положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года) произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола № 7 (в редакции Протокола № 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Допущенные нижестоящими судебными инстанциями нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем судебные акты, состоявшиеся в отношении ГБУ МО «Мосавтодор», по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать законными и обоснованными, подлежат отмене.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса является существенное нарушение предусмотренных названным Кодексом процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года № 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты, что в полной мере согласуется с требованиями пункта 2 статьи 4 Протокола № 7 (в редакции Протокола № 11) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Поскольку на момент рассмотрения Первым кассационным судом общей юрисдикции жалобы начальника ТО № 21 ТУ Госадмтехнадзора Московской области ФИО1 срок давности привлечения ГБУ МО «Мосавтодор», к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Зарайский городской суд Московской области.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу начальника территориального отдела № 21 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области ФИО1 удовлетворить.
Решение судьи Зарайского городского суда Московской области от 27 сентября 2019 года, решение судьи Московского областного суда от 31 октября 2019 года, состоявшиеся в отношении государственного бюджетного учреждения Московской области «Мосавтодор» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Зарайский городской суд Московской области.
Судья О.А. Полянина