ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-8253/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 ноября 2021 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Суккулово муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 по Дюртюлинскому району и г. Дюртюли Республики Башкортостан от 30 июля 2021 года, решение судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 6 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Суккулово муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 по Дюртюлинскому району и г. Дюртюли Республики Башкортостан от 30 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 6 сентября 2021 года, Муниципальное бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Суккулово муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее также МБОУ СОШ с. Суккулово, учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор МБОУ СОШ с. Суккулово ФИО1 просит отменить судебные акты, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, прекратить производство по делу.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 4 октября 2019 года по результатам проверки, проведенной в отношении МБОУ СОШ с. Суккулово на основании распоряжения главного государственного инспектора Дюртюлинского, Илишевского, Бакалинского, Кушнаренковского и Чекмагушевского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору от 2 сентября 2019 года № 148, должностным лицом административного органа учреждению выдано предписание № 148/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 1 октября 2020 года.
Данное предписание получено директором МБОУ СОШ с. Суккулово 4 октября 2019 года.
На основании ходатайства директора МБОУ СОШ с. Суккулово срок исполнения предписания продлен решением заместителя главного государственного инспектора Дюртюлинского, Илишевского, Бакалинского, Кушнаренковского и Чекмагушевского районов по пожарному надзору до 1 июня 2021 года.
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной должностными лицами административного органа на основании распоряжения от 2 июня 2021 года № 11, установлено, что указанное предписание в части не выполнено, а именно: деревянные конструкции чердачного помещения школы не подвергнуты огнезащитной обработке; на объекте отсутствует (не хранится) техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем; электропровода системы автоматической пожарной сигнализации в здании устарели (вышел срок службы), не соответствуют нормам; в здании школы провода системы АУПС повсеместно проложены в непосредственной близости от электрических кабелей и осветительных приборов; не обеспечены выходы из здания в чердачное помещение через противопожарные люки 2-го типа размером не менее 0,6x0,8 м., либо по пожарной лестнице с наружной стороны здания; двери эвакуационных выходов из кабинета 2 кл., кухни открываются не по направлению выхода из помещений; в здании школы и котельной допускается эксплуатация электролампочек освещения со снятыми колпаками рассеивателями, предусмотренными конструкцией электросветильников; на основной лестнице внутри здания, ступени разной высоты; при устройстве лестницы 2-го типа, ведущего из коридора до второго этажа лестница не отделена от коридоров 1-го и 2-го этажей и смежных помещений противопожарными перегородками 1-го типа.
По факту невыполнения предписания 6 июля 2021 года старшим дознавателем Дюртюлинского межрайонного ОНД и ПР УНД и ПР МЧС России по Республике Башкортостан – государственным инспектором Дюртюлинского, Илишевского, Бакалинского, Кушнаренковского и Чекмагушевского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору в отношении МБОУ СОШ с. Суккулово составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: предписанием об устранении требований пожарной безопасности от 4 октября 2019 года; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц; уставом учреждения; актом проверки от 2 июля 2021 года; распоряжением о проведении внеплановой проверки от 2 июня 2021 года; протоколом об административном правонарушении от 6 июля 2021 года; решением о продлении сроков исполнения пунктов предписания и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Из дела усматривается, что предписание от 4 октября 2019 года выдано уполномоченным на то должностным лицом и в пределах предоставленной компетенции. Оно содержит указание на допущенное нарушение в области пожарной безопасности, направлено на устранение выявленного нарушения, является исполнимым, срок, установленный для исполнения предписания, с учетом его продления, является разумным. Сведений о том, что предписание от 4 октября 2019 года обжаловалось учреждением в установленном законом порядке не представлено.
В настоящей жалобе заявитель указывает об отсутствии вины учреждения в совершении вмененного ему административного правонарушения, заявляя, что МБОУ СОШ с. Суккулово является бюджетным учреждением, нарушение требований пожарной безопасности и невыполнение предписания вызвано тем, что не выделяется соответствующее финансирование, при этом юридическим лицом приняты все возможные и зависящие от него меры к получению денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Данный довод не влечет отмену состоявшихся по делу судебных актов.
В материалах дела, действительно, имеются документы, свидетельствующие о том, что директор учреждения обращалась (28 октября 2019 года, 27 января 2020 года, 17 июня 2020 года, 4 сентября 2020 года, 16 октября 2020 года, 16 ноября 2020 года, 30 ноября 2020 года, 26 января 2021 года, 1 марта 2021 года, 15 марта 2021 года, 9 апреля 2021 года, ) в МКУ Управление образования муниципального района Дюртютинский район Республики Башкортостан по вопросу необходимости исполнения предписания, выделения дополнительных финансовых средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Вместе с тем то обстоятельство, что соответствующее финансирование выделено не было, не свидетельствует о том, что учреждением были приняты достаточные и все зависящие от него меры для выполнения предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности и привлечения необходимых для этого денежных средств.
Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения законных предписаний органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписаниях, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере школьного образования.
Согласно Уставу МБОУ СОШ с. Суккулово, собственником имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, является муниципальное образование Дюртюлинский район Республики Башкортостан. При этом учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета, вправе оказывать платные услуги, доходы бюджетного учреждения поступают в самостоятельное распоряжение этого учреждения.
Следовательно, МБОУ СОШ с. Суккулово, пользуясь имуществом на законных основаниях, обязано обеспечивать соблюдение в помещении требований пожарной безопасности.
При этом ссылка жалобы на то, что оказание платных услуг является правом, а не обязанностью учреждения, предпринимательская и иная приносящая доход деятельность в учреждении не ведется, что подтверждается справкой № 04-16 от 26 июля 2021 года, не свидетельствует о том, что юридическим лицом принято достаточное количество эффективных мер к своевременному исполнению законных требований предписаний в области нарушений пожарной безопасности на социальном объекте. Указанные в жалобе обстоятельства не могут повлечь признание привлечения юридического лица к административной ответственности в данном случае незаконным, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы судебными инстанциями дана надлежащая оценка этим доводам и представленным доказательствам. Оснований не согласиться с выводами предыдущих судебных инстанций не имеется.
Оснований для применения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на что ссылается заявитель в жалобе, не усматривается.
Таким образом, МБОУ СОШ с. Суккулово обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обжалуемые постановление мирового судьи судебного участка и решение судьи республиканского районного суда, соответствуют требованиям статей 24.1, 26.11, 29.10, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: они достаточно мотивированы, в них отражены юридически значимые для дела фактические обстоятельства, содержание имеющихся в деле доказательств, их анализ и оценка в совокупности, приведены доводы, по которым судьи пришли к выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что МБОУ СОШ с. Суккулово имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и отвергнуты как необоснованные.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Из доводов поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Назначенное МБОУ СОШ с. Суккулово административное наказание согласуется с санкцией части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, в ходе производства по данному делу допущено не было.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 по Дюртюлинскому району и г. Дюртюли Республики Башкортостан от 30 июля 2021 года, решение судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 6 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Суккулово муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, оставить без изменения, а жалобу директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Суккулово муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Решение24.11.2021