ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-834/20 от 26.03.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-834/20

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 26 марта 2020 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Светлова С.Е., изучив жалобу защитника Государственного бюджетного учреждения культуры «<адрес> краеведческий ФИО1» ФИО3 на постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 24 июля 2019 года и решение судьи Сахалинского областного суда от 13 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении Государственного бюджетного учреждения культуры «<адрес> краеведческий ФИО1»,

у с т а н о в и л а:

постановлением судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 24 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Сахалинского областного суда от 13 сентября 2019 года, Государственное бюджетное учреждение культуры «<адрес> краеведческий ФИО1» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с названным решениями, защитник Государственного бюджетного учреждения культуры «<адрес> краеведческий ФИО1» ФИО3 обратился в Девятый кассационный суд с жалобой, в которой просит отменить судебные акты, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Частью 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ установлено, что выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

В части 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ определено, что работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона № 73-ФЗ законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.

На основании подпунктов 1, 3, 4 пункта 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ законный владелец объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен, обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Пунктом 7 части 1 статьи 47.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

В соответствии с абзацем 2 части 11 статьи 47.6 названного закона, в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

Как следует из материалов дела, постановлением губернатора Сахалинской области от 13 марта 1999 года № 80 «О памятниках истории и культуры Сахалинской области, подлежащих государственной охране, как памятники местного значения» здание банка 1928 года, расположенное по адресу: улица Советская, 3 в городе Корсакове, включено в список памятников недвижимости, подлежащих государственной охране как памятник местного значения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» «Здание банка 1928 года» отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.

Указанное здание зарегистрировано в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером 651510600005.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24 мая 2012 года «Здание банка 1928 года» находится на праве оперативного управления у Государственного бюджетного учреждения культуры «<адрес> краеведческий ФИО1».

Распоряжением министерства культуры и архивного дела Сахалинской области от 10 ноября 2016 года №435-р утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Здание банка 1928 года».

Таким образом, обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, были возложены на Государственное бюджетное учреждение культуры «<адрес> краеведческий ФИО1», как учреждение, которому объект культурного наследия передан на праве оперативного управления.

В соответствии с предписанием министерства культуры и архивного дела Сахалинской области от 10 марта 2017 года № 1 о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание банка 1928 года» и на основании проектной документации «Реставрация и приспособление здания по улице Советской, дом 3 в городе Корсакове под музей», утвержденной приказом ОКУ «Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области» от 24 ноября 2016 года № 295-у и согласованной министерством культуры и архивного дела Сахалинской области 26 апреля 2016 года, между Государственным бюджетным учреждением культуры «<адрес> краеведческий ФИО1» (заказчик) и общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «ЭНКИ» (подрядчик) заключен договор от 9 июля 2018 года № 7/18-к на реставрацию и приспособление здания по улице Советской, 3 в городе Корсакове под музей в срок не позднее 15 декабря 2018 года, в соответствии с которым заказчик вправе осуществить контроль за порядком и сроками выполнения работ в соответствии с техническим заданием и графиком производства работ, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

На основании указанного договора государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия <адрес> обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания «ЭНКИ» ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание банка 1928 года», расположенного по <адрес> городе Корсакове, на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

10 июля 2018 года между Государственным бюджетным учреждением культуры «<адрес> краеведческий ФИО1» (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Седьмой сезон Архитектура» (исполнитель) заключен договор на оказание услуг авторского надзора за реставрацией и приспособлением здания по <адрес> городе Корсакове под ФИО1, согласно которому исполнитель обязуется оказать услуги авторского надзора за производством работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляемого в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации проекта «Реставрация и приспособление здания по <адрес> под ФИО1».

Услуги строительного контроля за проведением работ по реставрации и приспособлению здания под ФИО1 возложены на общество с ограниченной ответственностью «Транстрой-Тест».

В рамках оказания услуг авторского надзора общество с ограниченной ответственностью «Седьмой сезон Архитектура» 23 августа 2018 года и 7 сентября 2018 года уведомило Государственное бюджетное учреждение культуры «<адрес> краеведческий ФИО1» о том, что общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «ЭНКИ» незаконно демонтировало ограждение балкона и произвело снос колонны, являющихся элементами объекта культурного наследия.

Вместе с тем, Государственным бюджетным учреждением культуры «<адрес> краеведческий ФИО1» нарушены требования сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, а именно: нарушена неизменность облика объекта культурного наследия, несвоевременно извещен соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.3-9 том 1); разрешением на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-14 том 1); инструкцией для организации, осуществляющей работы по разрешению (л.д.15 том 1); актом проверки (л.д.16-24 том 1); предписанием об устранении выявленных нарушений (л.д.25-26 том 1); сопроводительным письмом о направлении директору ГБУК «<адрес> краеведческий ФИО1» ФИО4 акта проверки, предписания (л.д.27 том 1); решением о согласовании проведения внеплановой проверки (л.д.28 том 1); распоряжением Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р (л.д.29-32 том 1); актом технического состояния объекта культурного наследия с фотоматериалом (л.д.35-36 том 1); постановлением губернатора <адрес> от 12 марта 99 года (л.д.47-49 том 1); сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ о направлении директору ГБУК «<адрес> краеведческий ФИО1» ФИО5 охранного обязательства (л.д.65 том 1); распоряжением министерства культуры и архивного дела <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении охранного обязательства «Здание банка 1928 г.» (л.д.51-52 том 1); охранным обязательством «Здание банка 1928 г.» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53-59 том 1); распоряжением министерства культуры и архивного дела <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-к о назначении ФИО4 директором ГБУК «<адрес> краеведческий ФИО1» (л.д.60-61 том1); уставом ГБУК «<адрес> краеведческий ФИО1» (л.д.61-85 том 1); уведомлением государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ГБУК «<адрес> краеведческий ФИО1» о проведении внеплановой проверки (л.д.86-87 том 1); сопроводительным письмом о направлении руководителю государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> заверенных копий документов и материалов по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия (л.д.88-106 том 1); сопроводительным письмом и.о. руководителю ОКУ «Дирекции по реализации программ строительства <адрес> (л.д.92 том1); приказом дирекции по реализации программ строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-у (л.д.93-94 том 1); распоряжением министерства имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р о передаче областного государственного имущества с баланса ОКУ «Дирекция по строительству» на баланс ГБУК «<адрес> краеведческий ФИО1» (л.д.95-96 том 1); приказом от ДД.ММ.ГГГГ о назначении заместителем главного директора по производству ФИО6 ответственным за ведение авторского надзора и научного руководства по договору на оказание услуг авторского надзора по объекту «Реставрация и приспособление здания по <адрес> под ФИО1» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.97-98 том 1); договором на оказание услуг авторского надзора за реставрацией и приспособлением здания по <адрес> городе Корсакове под ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.99-108 том1); договором -к от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ГБУК «<адрес> краеведческий ФИО1» и ООО «Трансстрой-Тест» об обязательствах по оказанию услуг строительного контроля за проведением работ по реставрации и приспособления здания по <адрес> городе Корсакове под ФИО1 (л.д.110-122 том 1); актом приема-передачи исходной документации для проведения подрядных работ по <адрес> городе Корсакове от ДД.ММ.ГГГГ исполнителю ООО «Строительная компания «ЭНКИ» (л.д.124 том 1); письмом от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес ФИО1 о снятии ООО «Энки» внутреннего балкона (л.д.167 том 1); письмом .26-600/18 от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Строительная компания «ЭНКИ» о приостановлении реставрационных работ (л.д.170 том 1); письмом от ДД.ММ.ГГГГ директору ГБУК «<адрес> краеведческий ФИО1» от ООО «Седьмой сезон Архитектура» о принятии мер воздействия на исполнителя (л.д.186 том 1); письмом от ДД.ММ.ГГГГ от ООО «Строительная компания «ЭНКИ» на имя директора ГБУК «<адрес> краеведческий ФИО1» согласовать закрытие оконных проемов на объекте по <адрес> городе Корсакове (л.д.1 том 2); рабочей документацией (л.д.136-155 т.2); договором 7/18 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ГБУК «<адрес> краеведческий ФИО1» с ООО «Строительная компания «ЭНКИ» на проведение работ по реставрации и приспособлению здания по <адрес> под ФИО1 с приложением технического задания (л.д.22-70 том 3); фотоматериалом (л.д.72-85 том 3) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Ссылки в жалобе на уведомление ФИО1 государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области обо всех известных повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия в устной форме, ничем не подтверждены и опровергаются протоколом об административном правонарушении. Извещение инспекции о незаконном демонтаже ограждений внутреннего балкона не освобождает музей от исполнения своих обязанностей, при этом не имеет значение из каких источников стало известно о незаконном демонтаже элементов здания инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области.

Заключение договора на реставрацию и приспособление здание под ФИО1, не освобождает Государственное бюджетное учреждение культуры «<адрес> краеведческий ФИО1» от административной ответственности, так как здание находится в оперативном управлении заказчика, основной целью и предметом деятельности которого является, в том числе, контроль за разработкой программ реставрации памятников и предметов истории и культуры, входящих в состав ФИО1, согласование реставрационных проектов, осуществление методического, оперативного контроля и технического надзора за ходом проектных, реставрационных, ремонтных и других работ на объектах историко-культурного наследия, закрепленных за ФИО1.

Меры, которые принимались Государственным бюджетным учреждением культуры «<адрес> краеведческий ФИО1», были неэффективными, при отсутствии должного контроля подрядчиком разрушены элементы здания.

В ходе проведения работ заказчик неоднократно (более 20 раз) уведомлялся о возможности наступления неблагоприятных последствий при выполнении работ, проводимых без применения материалов, не включенных в сводный сметный расчет, техническое задание, а также о не предоставлении заказчиком технических решений по всем возникающим вопросам; протокол выездного совещания от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому заказчиком принято решение по консервации объекта.

В связи с неоднократным нарушением заказчиком обязательств по договору, что препятствовало исполнению обязательств со стороны подрядчика, ООО «Строительная компания «ЭНКИ» в одностороннем порядке отказалось от исполнения договора от ДД.ММ.ГГГГ-к, заявленный на основании статей 450, 719 Гражданского кодекса Российской Федерации, что судами признано правомерным.

Доводы жалобы заявителя о том, что протокол об административном правонарушении составлен административным органом в отсутствие надлежащего уведомления законного представителя учреждения о месте и времени его составления не может повлечь отмену состоявшихся по делу судебных актов нижестоящих инстанций, в силу следующего.

В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

Как усматривается из материалов дела, о необходимости явиться 17 декабря 2018 года к 10 часам 00 минутам для составления протокола об административном правонарушении должностным лицом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области 11 декабря 2018 года Государственному бюджетному учреждению культуры «<адрес> краеведческий ФИО1» вручено уведомление , что подтверждается штампом входящей корреспонденции учреждения.

Таким образом, требования, предусмотренные статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при составление протокола об административном правонарушении административным органом в отсутствие законного представителя Учреждения не нарушены, необходимые условия для реализации Учреждением права на защиту и на непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении созданы.

Тот факт, что Учреждение не приняло надлежащих и достаточных мер для участия в составлении протокола об административном правонарушении, не свидетельствует о том, что оно не извещено надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Отсутствие в штампе Государственному бюджетному учреждению культуры «<адрес> краеведческий ФИО1» фамилии работника, получившего уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, в данном случае правового значения не имеет.

Получение упомянутого извещения работником Государственному бюджетному учреждению культуры «<адрес> краеведческий ФИО1» с проставлением штампа учреждения и указанием даты входящей корреспонденции обеспечивает фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учреждение имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 названного Кодекса.

Действия учреждения квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых актов не является.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения Государственного бюджетного учреждения культуры «<адрес> краеведческий ФИО1» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, вынесенные по настоящему делу судебные акты сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену названных судебных актов, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 24 июля 2019 года и решение судьи Сахалинского областного суда от 13 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении Государственного бюджетного учреждения культуры «<адрес> краеведческий ФИО1», вынесенные в отношении, оставить без изменения, жалобу защитника Государственного бюджетного учреждения культуры «<адрес> краеведческий ФИО1» ФИО3 - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции С.Е.Светлова