| |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ | |
№ 16-838/2020 | |
г. Пятигорск | 06 мая 2020 года |
Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 8 Промышленного района г. Ставрополя от 05 августа 2019 года и решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 28 ноября 2019 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Территория хозяйки» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Промышленного района г. Ставрополя от 05 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 28 ноября 2019 года, директор общества с ограниченной ответственностью «Территория хозяйки» (далее по тексту также – ООО «Территория хозяйки», общество) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО «Территория хозяйки» ФИО1, ссылаясь на незаконность и необоснованность, просит вышеуказанные судебные постановления отменить, производство по делу прекратить либо назначенное ей административное наказанием заменить иной ответственностью в виде предупреждения. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что представленные претендентом на вакантную (квотируемую) должность документы не подтверждали соответствие квалификации претендента заявленным обществом требованиям. Указывая на процессуальные нарушения, ФИО1 приводит доводы о том, что она не была своевременно уведомлена о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, а также полагает, что назначенное судебной инстанцией наказание не отвечает принципу соразмерности, является суровым и подлежит замене на предупреждение.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, согласно части 1 которой неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По смыслу норм права, закрепленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Правила оформления названного документа указаны в частях 2-5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, согласно частям 4, 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1).
При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлено, что 02 июля 2019 года в 10 часов 00 минут ведущим специалистом отдела обеспечения государственных гарантий в области занятости населения Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края в отношении должностного лица – директора ООО «Территория хозяйки» ФИО1 был составлен протокол № 28/19-5.42 об административном правонарушении, согласно которому ей вменены действия, выразившиеся в том, что 03 июня 2019 года ФИО1, будучи директором общества, то есть уполномоченным лицом на принятие решений о приеме на работу граждан и увольнении с нее, в том числе граждан, имеющих инвалидность, на рабочее место в пределах установленной квоты, отказала в трудоустройстве гражданина ФИО2 (инвалида третьей группы), претендующего на квотируемое рабочее место по профессии «бухгалтер по сверке расчетов с контрагентами».
Данные действия ФИО1 были расценены в качестве противоправных и повлекли привлечение ее к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно протокол № 28/19-5.42 об административном правонарушении от 02 июля 2019 года, согласно которому он составлен в отсутствие ФИО1 либо ее защитника (л.д. 3-7), а также сведения о направлении почтовых отправлений (л.д. 29) свидетельствуют о том, что на стадии возбуждения дела об административном правонарушении были допущены процессуальные нарушения, выразившиеся в том что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1 не была заблаговременно и надлежащим образом извещена о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
В материалах дела имеется уведомление заместителя министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края, адресованное директору ООО «Территория хозяйки» ФИО1, о явке в целях составления протокола об административном правонарушении от 18 июня 2020 года, из которого следует, что ФИО1 предложено явиться к должностному лицу министерства для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении 02 июля 2019 года в 10 часов 00 минут (л.д. 25-27).
Данное уведомление направлено заказным почтовым отправлением, из отчета об отслеживании которого находящегося в открытом доступе на официальном сайте ФГУП «Почта России», видно, что данное извещение было вручено адресату 02 июля 2019 года в 11 часов 20 минут (л.д. 29, 53).
Таким образом, учитывая, что протокол об административном правонарушении был составлен 02 июля 2019 года в 10 часов 00 минут (л.д. 3), то уведомление лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о дате и месте рассмотрения вопроса о возбуждении дела, надлежащим признать нельзя.
Подобное нарушение при составлении протокола не отвечает требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку вопреки приведенным нормам права, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не была предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого деяния, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков. Возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное нарушение требований названного Кодекса является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых решений, однако, оставлено судебными инстанциями без должного внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные акты в отношении директора ООО «Территория хозяйки» ФИО1 подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 8 Промышленного района г. Ставрополя от 05 августа 2019 года и решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 28 ноября 2019 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Территория хозяйки» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Справка: мировой судья Дубровская М.Г.;
судья районного суда ФИО6