ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-847/2021 от 01.03.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-847/2021 – (16-9594/2020)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

1 марта 2021 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу генерального директора Акционерного общества «Средне-Волжский Транснефтепродукт» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан от 21 ноября 2019 , решение судьи Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 7 октября 2020 и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 2 декабря 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Средне-Волжский Транснефтепродукт», (далее – АО «Средне-Волжский Транснефтепродукт», общество),

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан от 21 ноября 2019 , оставленным без изменения решением судьи Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 7 октября 2020 и решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 2 декабря 2020, АО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции генеральный директор АО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» ФИО1 выражает несогласие с вынесенными постановлением должностного лица и судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов (водопользование) определяется как использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц, размещение в акватории водных объектов линейных объектов (трубопроводов, линий связи, переходов, опор мостов и др.), а также их обслуживание является использованием водного объекта.

В силу статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу.

Согласно части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 данной статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование.

На основании пункта 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами,. а также бесплатно и в, установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган "исполнительной власти.

Статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.

Как следует из постановления должностного лица и последующих вынесенных судебными инстанциями решений, АО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в непредставлении в уполномоченный орган Нижне-Волжское БВУ в установленный срок, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, ежеквартальных сведений за 3 квартал 2019, о выполнении условий использования предоставленного в пользование водного объекта (его части), выполнении Плана водоохранных и водохозяийственных мероприятий по исключению сверхнормативного воздействия на водный объект.

Факт совершения административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и судьями предыдущих судебных инстанций на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы кассационной жалобы о том, что АО Средне-Волжский Транснефтепродукт" не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не обязано представлять в Нижне-Волжское БВУ какие-либо сведения с результатами наблюдений за водным объектом в связи с передачей права пользования данным водным объектом АО «Транснефть-Прикамье» являются несостоятельными по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Согласно пункту 36 вышеуказанных Правил право пользования водным объектом прекращается с даты внесения в государственный водный реестр записи о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование на основании принятого решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование. Типовая форма решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

С соблюдением требований данных Правил решением Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 18 мая 2018, зарегистрированным в государственном водном реестре за АО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" в пользование с целью строительства трубопроводов, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, предоставлен водный объект - Куйбышевское водохранилище, Волжский речной бассейн, Республика Татарстан, в районе 0,3 км северо-восточнее населенного пункта Балахчино, в 3,5 км юго-восточнее населенного пункта Шуран (правый берег Лаишевского муниципального района и левый берег Алексеевского муниципального районов Республики Татарстан), подпунктами 13 и 15 пункта 2.3 которого предусмотрено, что одними из условий - использования водного объекта являются ежеквартальное не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а также ежегодное - до 15 марта предоставление в Нижне-Волжское БВУ отчетов о выполнении условий использования предоставленного в пользование водного объекта (его части), выполнении Плана водоохранных и водохозяйственных мероприятий по исключению сверхнормативного воздействия на водный объект, с приложением подтверждающих документов, включая результаты контроля качества поверхностных вод в месте водопользования, выше и ниже места проведения работ, о выполнении условий водопользования.

Поскольку в нарушение требования данного пункта АО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" не предприняло действий, направленных на представление в уполномоченный орган Нижне-Волжское БВУ в установленный срок предусмотренных решением ежеквартальных сведений за 3 квартал 2019, должностное лицо при рассмотрении данного дела и судьи предыдущих судебных инстанций пришли к правильному выводу о наличии в бездействии АО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Зарегистрированное в государственном водном реестре решение о прекращении действия ранее выданного и зарегистрированного в государственном водном реестре решения от 18 мая 2018 о предоставлении водного объекта в пользование АО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" отсутствует и такое решение не принималось, следовательно, право пользования АО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" водным объектом не прекращено и соответственно условия, предусмотренные решением о предоставлении в пользование водного объекта подлежат соблюдению.

Совокупность установленных должностным лицом и предыдущими судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Учитывая вышеизложенное, договор купли-продажи от 14.06.2018, согласно которому Общество передало в собственность АО «Транснефть-Прикамье» результаты проектно-изыскательских работ по объекту Подводный переход «Альметьевск-Н.Новгород» через р. Кама, 170 км (резервная нитка), и которому Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан 25 мая 2018 выдано разрешение № на строительство трубопровода - подводного перехода МНПП «Альметьевск-Н.Новгород» через р. Кама, и в последствии Отделом водных ресурсов по РТ Нижне-Волжского БВУ выдано Решение от 06.07.2018 о предоставлении водного объекта в пользование в тех же географических координатах границ акватории, с такой же площадью акватории, что и в решении, выданным ранее Общесту 18.05.2018, на тех же условиях и целях использования (строительство), а также на тот же срок водопользования-до 01.11.2019, а также представление АО «Транснефть-Прикамье» предусмотренных решением о предоставлении водного объекта в пользование отчетов в Нижне-Волжское БВУ не являются обстоятельствами, исключающими в бездействии АО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" состав вмененного административного правонарушения.

Вместе с тем, установленные обстоятельства совершения АО "Средне-Волжский Транснефтепродукт" правонарушения свидетельствуют о том, что деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, конкретных обстоятельств дела, отсутствия каких-либо последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным в соответствии с положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

постановил:

жалобу генерального директора Акционерного общества «Средне-Волжский Транснефтепродукт» ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан от 21 ноября 2019 , решение судьи Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 7 октября 2020 и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 2 декабря 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Средне-Волжский Транснефтепродукт» отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного правонарушения с объявлением юридическому лицу устного замечания.

Судья

Самарского областного суда С.И. Шкуров

Постановление04.03.2021