ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-8508/2021 от 17.12.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-8508/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 17 декабря 2021 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобы начальника территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Большеуковскому району УНД и ПРГУ МЧС России по Омской области Лисина Д.В. и главы администрации Большеуковского муниципального района Омской области Казначеева С.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 в Большеуковском судебном районе Омской области от 26 января 2021 г., решение судьи Большеуковского районного суда Омской области от 14 сентября 2021 г., вынесенные в отношении администрации Большеуковского муниципального района Омской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 в Большеуковском судебном районе Омской области от 26 января 2021 г., администрация Большеуковского муниципального района Омской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Большеуковского районного суда Омской области от 14 сентября 2021 г. постановление изменено, исключено из объема нарушений – отсутствие автоматизированной системы централизованного оповещения охватывающей все населенные пункты об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, в остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобах начальник территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Большеуковскому району УНД и ПРГУ МЧС России по Омской области Лисин Д.В. просит об отмене решения, глава администрация Большеуковского муниципального района Омской области просит об отмене постановления и решения, прекращении производства по делу.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с ч.2 ст.20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно пункту 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Пунктом 2 статьи 77 названного Закона предусмотрено, что государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку населения в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в числе прочего планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.

Постановлением Администрации Большеуковского муниципального района Омской области № 18-п от 14.02.2020 утверждены Порядок создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств Большеуковского муниципального района Омской области, а также номенклатура и объемы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и ИНЫХ средств Большеуковского муниципального района, создаваемых в целях гражданской обороны.

Из материалов дела следует и установлено судами, что основанием привлечения администрации Большеуковского муниципального района Омской области к административной ответственности по ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ послужили результаты плановой выездной проверки, проведенной в отношении администрации в период с 23 ноября 2020г. по 17 декабря 2020г. должностными лицами территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Большеукскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Омской области по распоряжению заместителя начальника ГУ МЧС России по Омской области от 11 ноября 2020 г. № 1/ГО.

При проведении плановой проверки в рамках осуществления государственного надзора в области гражданской обороны выявлены нарушения:

- отсутствует автоматизированная система централизованного оповещения. охватывающая все населенные пункты муниципального образования об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- не созданы запасы химических реагентов для тушения пожаров;

- не определены места возможных захоронений трупов, а также сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;

- не в полном объеме осуществляется накопление запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предусмотренных положением №2 к Постановлению администрации Большеуковского муниципального района Омской области от 14.02.2020 №18-п «О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных администрации Большеуковского муниципального района Омской области»;

- не ведется учет защитных сооружений гражданской обороны, фактически отсутствует журнал учета ЗС ГО»

- не осуществляется хранение паспортов защитных сооружений гражданской обороны. Чем нарушены требования подп. 21 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10. 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», п. 14 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ №804 от 26.11.2007, п. 15.8, 15.4, 15.13, Положения об организации и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФФ №687 от 14.11.2008, п.п 5, 6 Положения о накоплении, хранении и использования в целях гражданской обороны запасов материально- технических продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства ОФ № 379 от 27.04.2000г.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 17 декабря 2020 г. № 1/ГО.

Данные обстоятельства явились основанием для привлечения администрации Большеуковского муниципального района Омской области к административной ответственности по ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Решением районного суда исключено из объема нарушений отсутствие автоматизированной системы централизованного оповещения всех населенных пунктов муниципального образования об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, указав, мировым судьей указано, что постановлением мирового судьи от 22 декабря 2020 г. администрация привлечена к административной ответственности за указанное нарушение.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, протоколом об административном правонарушении, актом проверки, распоряжением о проведении плановой проверки, требование о проведении внеплановой проверки от 8 февраля 2020 г. и иными доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Вопреки доводам жалобы главы администрации Большеукского муниципального района, наличие постановления о создании аварийно-спасательных служб, выполняющих задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС, не опровергает установленных судебными инстанциями обстоятельств совершения администрацией вмененного состава правонарушения.

В соответствии с п. 15.8 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденных приказом МЧС России от 14.11.2008г № 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны по борьбе с пожарами, возникающими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: создают и организуют деятельность муниципальной пожарной охраны, организуют ее подготовку в области гражданской обороны и взаимодействие с другими видами пожарной охраны; организуют тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время; заблаговременное создание запасов химических реагентов для тушения пожаров.

Кроме того, пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379» О накоплении, хранении и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» предусмотрено создание запасов для оснащения аварийно-спасательных формирований в целях гражданской обороны, которое осуществляется на всех уровнях и возложено, в том числе на органы местного самоуправления.

В силу прямого указания названных нормативных правовых актов, администрация обязана была заблаговременно создать в целях обеспечения работы, запасов химических реагентов для тушения пожаров.

Пунктом 15.3 названного Положения предусмотрено, что органы местного самоуправления в целях решения задач в области ГО по срочному захоронению трупов в военное время планируют и осуществляют мероприятия: заблаговременно, в мирное время, определяют места возможных захоронений; создают, подготавливают и обеспечивают готовность сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций; оборудуют места погребения (захоронения) тел (останков) погибших; организуют работу по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших; организуют санитарно-эпидемиологический надзор.

Названные мероприятия выполняются заблаговременно, а не в период военных конфликтов или ЧС, как указано в жалобе заявителем.

В соответствии с пунктом 5 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, производственных, медицинских и иных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379, также предусмотрено, что запасы накапливаются заблаговременно, в мирное время, в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности. Требования к специализированным складским помещениям (местам хранения), а также к порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов определятся Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Согласно пункту 6 Положения, создание запасов осуществляется для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах, а также при ЧС природного и техногенного характера. При проведении проверки соблюдения указанного требования мероприятий установлено, что Большеукским муниципальным районом определено лишь наличие товаров первой необходимости (фототаблица от 08.12.2020г). Таким образом, запасы созданы не в полном объеме.

В силу пункта 2.1 и приложения № 5 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», учет ЗС ГО ведется, в том числе в органах местного самоуправления, имеющих на балансе ЗС ГО в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении № 5.

На территории Большеукского муниципального района числится 14 объектов ЗС ГО. Документов, подтверждающих снятие указанных защитных сооружений не представлено, тогда как должен вестись учет защитных сооружений гражданской обороны.

Кроме того, установлено отсутствие паспортов всех защитных сооружений гражданской обороны, что является нарушением требований п.2.1, 2.2 и приложений № 5,6 названного Приказа.

Доводы жалобы о том, что у администрации отсутствуют основания для ведения учета ЗС ГО и хранения паспортов, отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании действующего законодательства.

Доводы жалобы об иной оценке представленных в материалы дела доказательств, отклоняются, поскольку опровергаются этими доказательствами, которые были представлены при проведении означенной проверки по запросам административного органа, подтверждают обстоятельства выявленных нарушений, и расцениваются как желание лица уйти от административной ответственности.

Из доводов названной жалобы, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не следует, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы жалобы начальника территориального отделения НД и ПР по Большеукскому району УНД и ПРГУ МЧС России по Омской области, в которой должностное лицо не согласно с тем, что районным судом из объема нарушений, допущенных администрацией Большеукского муниципального района исключено отсутствие автоматизированной системы централизованного оповещения охватывающей все населенные пункты об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, не являются основанием для отмены решения суда, ввиду следующего.

Согласно пункту 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 создание локальных систем оповещения является одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих, в том числе при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

Исключая из объема вмененного администрации правонарушения, судья районного суда исходил из тех обстоятельств, что постановлением мирового судьи судебного участка № 3 в Большеукском судебном районе Омской области от 22 декабря 2020г администрация Большеукского муниципального района Омской области привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Постановление вступило в законную силу 11.08.2021г. Названным постановлением администрация привлечена к ответственности за то, что не создала муниципальную систему оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющих собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающая доведение сигналов оповещения и экстренной информации до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режиме.

Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что за названное нарушение администрация уже привлечена к административной ответственности.

С выводами судьи нельзя не согласиться, поскольку они подтверждаются материалами дела.

Кроме того, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек.

Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного кодекса, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности лица, в отношении которого прекращено производство по делу, обсуждаться не может, отмена судебного акта, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны.

В данном случае, объем нарушений по вмененному администрации правонарушению был уменьшен, ухудшение положения лица, привлеченного к ответственности за пределами срока давности невозможно.

Порядок и срок привлечения администрации Большеуковского муниципального района Омской области к административной ответственности соблюдены.

Несогласие заявителей с выводами, изложенными в судебных актах, субъективная оценка имеющихся в деле доказательств и иное толкование норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, не являются основанием для отмены или изменения обжалуемых актов.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 20.7 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 3 в Большеуковском судебном районе Омской области от 26 января 2021 г., решение судьи Большеуковского районного суда Омской области от 14 сентября 2021 г., вынесенные в отношении администрации Большеуковского муниципального района Омской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобы начальника территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Большеуковскому району УНД и ПРГУ МЧС России по Омской области Лисина Д.В. и главы администрации Большеуковского муниципального района Омской области Казначеева С.Н. - без удовлетворения.

Судья: С.Н. Михеева