ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-850/2020 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кемерово 13 марта 2020 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу представителя Р.А. Шагиахметова, действующего на основании доверенности в интересах федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет» (далее – ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»), на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №7 Кировского района г. Иркутска от 19 сентября 2019г. и решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 28 ноября 2019г., вынесенные в отношении ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №7 Кировского района г. Иркутска от 19 сентября 2019г., оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 28 ноября 2019г., ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 20000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» ФИО1 просит об отмене указанных судебных актов, полагая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 13.21 КоАП РФ изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации, а равно продукции средства массовой информации, в запись о регистрации которого не внесены изменения, касающиеся смены учредителя, изменения состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации средства массовой информации, территории распространения продукции средства массовой информации, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (для сетевого издания), а также формы и (или) вида периодического распространения массовой информации, либо распространение продукции зарубежного периодического печатного издания без разрешения на ее распространение на территории Российской Федерации, либо изготовление или распространение такой продукции после решения о прекращении или приостановлении выпуска средства массовой информации в установленном порядке влечёт административную ответственность виновного лица.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 27 декабря 1991г. № 2124-1 "О средствах массовой информации" смена учредителя, изменение состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации средства массовой информации, территории распространения продукции средства массовой информации, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (для сетевого издания), а также формы и (или) вида периодического распространения массовой информации допускаются лишь при условии внесения соответствующих изменений в запись о регистрации средства массовой информации. Внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации осуществляется в том же порядке, что и регистрация средства массовой информации.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» к административной ответственности по ч.1 ст. 13.21 КоАП РФ послужили выводы мирового судьи о том, что редакция средства массовой информации «Сибирский юридический вестник», учредителем которого является ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», 20 июня 2019г. осуществила выпуск печатного издания - журнала № 2 (85) на русском и английском языках. Между тем изменения в запись о регистрации указанного средства массовой информации, содержащую сведения об издании журнала на русском языке, не внесены.
С выводами мирового судьи согласился районный суд, указав, что порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдён, представленные по делу доказательства добыты с соблюдением требований действующего законодательства.
Между тем указанные выводы не учитывают следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из положений ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ следует, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с п.п. 5.1.1, 5.1.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228, указанная Федеральная служба осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.
Из п. 8.8 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области, утверждённого приказом Роскомнадзора от 25 января 2016г. № 15 (ред. от 29.05.2019), следует, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области вправе организовывать и осуществлять плановые и внеплановые мероприятия государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности, в том числе, без взаимодействия с проверяемыми лицами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что основанием для составления в отношении ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» протокола об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 13.21 КоАП РФ, от 19 августа 2019г. послужили результаты планового контрольного мероприятия, проведённого в виде систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований в печатном издании «Сибирский юридический вестник» 6 августа 2019г. Управлением по Иркутской области филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочистотный центр» в Сибирском федеральном округе по заданию руководителя Управления Роскомнадзора по Иркутской области от 16 июля 2019г. (л.д.197, 198).
Согласно п. 3.2.1 плана деятельности Управления Роскомнадзора по Иркутской области в 2019г. (л.д. 214-228) проведение планового контрольного мероприятия в отношении средства массовой информации «Сибирский юридический вестник» запланировано на 5,6 августа 2019г. без взаимодействия с юридическим лицом (учредителем указанного средства массовой информации).
Согласно п. 6 ч.1 ст. 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относится, наряду с прочими, наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации.
Согласно требованиям ч.ч. 2, 3 ст. 8.3 указанного Федерального закона мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с федеральным законом, положением о виде федерального государственного контроля (надзора) мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями могут осуществляться с привлечением органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля государственных или муниципальных учреждений, иных организаций. В этом случае положением о виде федерального государственного контроля (надзора) должны определяться условия участия государственных учреждений, иных организаций в осуществлении мероприятий по контролю, в том числе положения, не допускающие возникновения конфликта интересов.
Согласно ч.3 ст. 56 Закона РФ от 27 декабря 1991г. № 2124-1 "О средствах массовой информации" мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с лицами, указанными в частях первой и второй данной статьи (учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы и т.д.), осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Положения об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами, утверждённого постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012г. № 75 (далее – Положение от 3 февраля 2012г. № 75), мероприятия проводятся Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами.
Согласно п. 3 Положения от 3 февраля 2012г. № 75 к должностным лицам органов по контролю, которые могут быть уполномочены на проведение мероприятий актами органов по контролю, относятся руководитель органа по контролю, заместители руководителя органа по контролю, руководители и заместители руководителей структурных подразделений органов по контролю, а также иные государственные гражданские служащие органов по контролю, должностными регламентами которых предусмотрено проведение мероприятий.
Пункт 5 Положения от 3 февраля 2012г. № 75 указывает, что мероприятия проводятся уполномоченными лицами в соответствии с их служебными обязанностями на основании плановых заданий органов по контролю.
Те же требования содержатся в п. 36 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, утверждённого приказом Минкомсвязи России от 13 августа 2012г. № 196 (ред. от 12.12.2017).
Согласно п. 39 указанного Административного регламента в задании на проведение мероприятия по контролю указываются, наряду с прочим, фамилии, имена, отчества, должности уполномоченных на проведение мероприятия по контролю должностных лиц.
Из имеющегося в деле задания руководителя Управления Роскомнадзора по Иркутской области от 16 июля 2019г. не следует информация о должностном лице органа государственного контроля, уполномоченном на осуществление контрольного мероприятия.
Исходя из вышеизложенного, задание на проведение контрольного мероприятия, адресованное Управлению по Иркутской области филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочистотный центр», не основано на законе, потому результаты контрольного мероприятия (докладная записка, заключение на л.д. 102, 107) в силу ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ не могут быть использованы по делу как полученные с нарушением закона.
Радиочастотная служба, к которой относится Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный радиочистотный центр», согласно постановлению Правительства РФ от 14 мая 2014г. № 434 "О радиочастотной службе" участвует в предоставлении Федеральной службой по надзору именно в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственных услуг и осуществлении государственных функций (п.1 Положения о радиочастотной службе).
Согласно Уставу данного предприятия, на который имеется ссылка в решении районного суда, возможность привлечения указанной радиочастотной службы к участию в оценке соблюдения требований законодательства в сфере средств массовой информации не свидетельствует о передаче указанному предприятию полномочий государственного органа по контролю (надзору).
В своей позиции перед судом сторона защиты приводила доводы, оспаривая законность результатов контрольного мероприятия, о применении Положения от 3 февраля 2012г. № 75 и Административного регламента, утверждённого приказом Минкомсвязи России от 13 августа 2012г. № 196 (ред. от 12.12.2017). Данные доводы районным судом отвергнуты со ссылкой на приказ Роскомнадзора от 20 мая 2019г. № 101 "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации".
Вместе с тем районным судом не учтено, что Административный регламент, утверждённый приказом Роскомнадзора от 20 мая 2019г. № 101, не противоречит в указанной части действовавшему на день проведения контрольного мероприятия Административному регламенту, к тому же, не действовал на день проведения контрольного мероприятия 6 августа 2019г., потому не может быть применён по настоящему делу.
Нарушения процессуальных требований, предусмотренных ст.ст. 24.1, 26.1, 1.6, 26.2 КоАП РФ, являются существенными, повлиявшими на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Из изложенного следует, что производство по делу подлежит прекращению в силу п.4 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление и решение.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу представителя ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №7 Кировского района г. Иркутска от 19 сентября 2019г. и решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 28 ноября 2019г. отменить.
Производство по данному делу на основании п. 4 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ прекратить.
Судья С.Н. Булычева