ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№16-859/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 24 марта 2020 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу председателя Сельскохозяйственного производственного кооператива «Сибиряк» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление начальника Исикульского лесничества - старшего государственного лесного инспектора Омской области от 8 июля 2019 г., решение судьи Москаленского районного суда Омской области от 16 декабря 2019 г., решение судьи Омского областного суда 4 февраля 2020г., вынесенные в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива «Сибиряк» (далее – СПК «Сибиряк») по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ,
установил:
постановлением начальника Исикульского лесничества - старшего государственного лесного инспектора Омской области от 8 июля 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Москаленского районного суда Омской области от 16 декабря 2019 г. и решением судьи Омского областного суда от 4 февраля 2020 г., СПК «Сибиряк» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.8.31 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе председатель СПК «Сибиряк» ФИО1 просит принятые по делу акты отменить, указывая на отсутствие состава правонарушения, мотивируя тем, что: СПК «Сибиряк» не проводило работ по строительству линейной траншеи на лесном участке; дело рассмотрено с нарушением подведомственности, так как было проведено административное расследование, и дело подлежало рассмотрению судье.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Из материалов дела видно, что в результате патрулирования лесных участков 30 мая 2019 г. специалистом отдела Исилькульское лесничество в Исилькульском лесничестве, Москаленском участковом сельском лесничестве, урочище Тумановское сельское поселение, квартале 85, выделе д. ФИО2, установлено, что СПК «Сибиряк», без заключения договора на использование лесов для строительства и эксплуатации линейных объектов — траншей для отвода водных сред от производственных ферм КРС, без разрешения администрации Москаленского муниципального района и проекта проведения земляных работ, произвел земляные работы на расстоянии менее 0,3 метров от лесных насаждений с оборудованием канавы глубиной до 0,8 метров, повредив 1 дерево породы береза и часть корневой системы деревьев и использует линейный объект для отвода воды от ферм КРС. На лесном участке оставлены отходы производства в виде грунта на площади 0,001 га. Указанные действия создают загрязнение сточными водами, отходами производства и оказывают негативное воздействие на леса, которое выражается в повреждении лесной растительности, а также создает угрозу ухудшения санитарного состояния лесов, что является нарушением положений ст.ст. 29, 30, 75 Лесного Кодекса РФ, СП 45.13330.2012 Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87, ГОСТ Р 57973-2017 «Санитарная безопасность в лесах. Термины и определения», п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 года № 607 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах».
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, рейдовым заданием, актом осмотра лесного участка, актом повреждения лесных насаждений, выпиской из ЕГРЮЛ, протоколом опроса свидетеля, видеоматериалом.
Перечисленным доказательствам, в совокупности с другими материалами дела, должностное лицо дало правильную оценку и обоснованно признало СПК «Сибиряк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ.
Жалобы на постановление судьями рассмотрены в соответствии с требованиями закона.
Доводы жалобы являются необоснованными.
Частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Согласно пункту 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. N 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Факт использование СПК «Сибиряк» лесов для строительства и эксплуатации линейных объектов - траншей для отвода водных сред от производственных ферм КРС, без разрешения и подтверждается помимо акта осмотра лесного участка, также и видеозаписью, которые получены с соблюдением установленного законом порядка и были оценены должностным лицом, судьями, по правилам ст.26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Поэтому судебные инстанции пришли к верному выводу о совершении СПК «Сибиряк» административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ.
Доводы жалобы о нарушении подведомственности рассмотрения дела так же являются необоснованными.
Согласно ч.2 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе ч.2 ст. 8.31 данного Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
В силу абз.2 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 данной статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
Согласно правовой позиции, выраженной в подпункте "в" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5) судьи рассматривают отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
Исходя из приведенных выше положений КоАП РФ и позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5, возможность отнесения к компетенции суда рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в ч.2 ст.23.1 КоАП РФ, поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица, а положение абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ устанавливает правила подсудности дел, переданных уполномоченным органом (должностным лицом) в суд.
Должностные лица надзорного органа в сфере охраны окружающей среды уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.8.31 КоАП РФ, в том числе, если производство по делу осуществлялось в форме административного расследования. При этом решение о передаче дела на рассмотрение судье должностным лицом не принималось.
Таким образом, правила подведомственности при рассмотрении настоящего дела, не нарушены.
Ссылка в жалобе на то, что осмотр лесных участков произведен должностным лицом в отсутствии собственников лесных участков, несостоятелен, поскольку осмотр лесных участков проведен в рамках текущего (рейдового) задания, что соответствует нормам ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации, Положениям об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394, Порядку оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2015 года N 373.
Доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с данной оценкой фактических обстоятельств и доказательств по делу и направлены на их переоценку, что не свидетельствует о наличии существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления должностного лица и судебных актов.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы, отмены или изменения вынесенных по делу постановлений не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление начальника Исикульского лесничества - старшего государственного лесного инспектора Омской области от 8 июля 2019 г., решение судьи Москаленского районного суда Омской области от 16 декабря 2019 г. и решение судьи Омского областного суда от 4 февраля 2020 г., вынесенные в отношении СПК «Сибиряк» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу председателя СПК «Сибиряк» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья: . Д.А. Безденежных