ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-878/20 от 24.04.2020 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-878/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 24 апреля 2020 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Наследие» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 июля 2019 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 ноября 2019 года, вынесенные по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Наследие»,

установил:

постановлением судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 ноября 2019 года №12-165/2019, общество с ограниченной ответственностью «Наследие» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества с ограниченной ответственностью «Наследие» ФИО1 выражает несогласие с указанными судебными актами, просит об их отмене.

Служба государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о принесении жалобы на указанные выше судебные акты, представила отзыв, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, оставить судебные акты без изменения.

Изучив представленные материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ).

Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять капитальный ремонт объекта капитального строительства, в частности, в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц.

Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»),

В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Как следует из материалов дела, 11 января 2019 года между ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО» (Государственный заказчик) и ООО «Наследие» (Подрядчик) заключен государственный контракт № Ф.2018.694827, по условиям которого подрядчик обязуется в срок по 25 декабря 2019 года выполнить по заданию государственного заказчика в соответствии с проектной, аукционной документацией ремонтные, монтажные и иные работы, связанные с капитальным ремонтом объекта - «Здание начальной школы 501-й стройки, 1950, расположенного по адресу: <...>, в том числе ПИР, а заказчик обязуется принять надлежащим образом выполненные работы и оплатить их (л.д. 68-79).

Согласно научно-проектной документации, разработанной ООО «Сибирский институт реставрации исторического наследия», на свайном поле установке подлежат винтовые сваи СВ(л) 159(8)-550, выполненные из бесшовной трубы 159x8 ст.20 ГОСТ 8732-78 с литым наконечником с диаметром лопастей 550 мм, толщиной лопасти сваи – 8 мм, длина сваи 5500 мм (л.д.46-47).

03 июля 2019 года представителем Службы государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО осуществлено систематическое наблюдение за проведением работ на объекте культурного наследия местного (муниципального) значения «Здание начальной школы 501-й стройки, 1950» в ходе которого установлено, что работы на момент проверки не ведутся, открыто свайное поле с существующими деревянными сваями, на территорию завезены винтовые сваи, на свайном поле в лидерные скважины диаметром 500 мм установлены 72 сваи длиной 5000 мм, диаметр 159 мм, толщина стенки ствола сваи 6 мм, диаметр лопасти сваи 550 мм, толщина лопасти сваи 6 мм.

Из материалов дела также следует, что ООО «Наследие», выявив 06 мая 2019 года при проведении работ по устройству фундамента невозможность установки проектных свай СВС-159(8)-550, письмо в адреса ГКУ «Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО» и ООО НППО «СибСпецСтройРеставрация» о согласовании замены проектных свай на другой вид свай и иной способ их установки направило лишь 21 июня 2019 года, после установки 72 свай, не предусмотренных проектной документацией (л.д. 81). При этом выполнение работ по контракту было приостановлено подрядчиком ООО «Наследие» до направления письменного уведомления государственному заказчику, без согласования с последним. Письмо о согласовании проведения испытаний свай направлено подрядчиком государственному заказчику только 22 июля 2019 года, проведение статистических нагрузок согласовано 29 июля 2019 года (л.д.156).

Таким образом, с учетом вышеизложенного, ООО «Наследие» в нарушение требований статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» допустило отступление от условий государственного контракта и требований проектной документации при осуществлении работ, связанных с капитальным ремонтом объекта культурного наследия «Здание начальной школы 501-й стройки, 1950», а именно: при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия применило марку свай и метод их установки, не предусмотренные проектной документацией.

Факт совершения ООО «Наследие» административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, в том числе сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении от 15 июля 2019 года (л.д.1-6), актом о результатах проведения систематического наблюдения в отношении объекта культурного наследия №8-2019 от 04 июля 2019 года (л.д.7-8), фототаблицей места проведения работ (л.д.9-14), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.21-30), приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01 июля 2014 года №1170 о регистрации объектов культурного наследия местного значения с приложением (л.д.31-35), а также иными доказательствами, получившими надлежащую правую оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в своей совокупности являющимися достаточными для установления обстоятельств дела.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, со ссылками на то, что подрядчиком приняты все необходимые меры для выполнения требований законодательства и условий контракта, что общество, не являясь автором проекта, не вправе было решать вопросы внесения изменения в проектную документацию, что необходимость согласования изменений не относится к компетенции подрядчика, при этом, выявив невозможность закручивания пробной сваи до проектной отметки, работы ООО «Наследие» были незамедлительно приостановлены, безосновательны.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом обстоятельств данного дела, следует признать, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что в полной мере подтверждено представленными в дело доказательствами.

Из имеющихся в материалах дела доказательств и установленных по делу обстоятельств следует, что работы по закручиванию пробной сваи проводились 06 мая 2019 года, при этом основные работы были приостановлены лишь 03 июля 2019 года после установки 72 свай (л.д. 83), которые впоследствии были демонтированы ввиду несогласованных ООО «Наследие» с заказчиком работ действий и отклонения от проектных решений.

В связи с вышеизложенным ООО «Наследие» обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Неустранимых сомнений в виновности ООО «Наследие» не имеется, положения статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.

Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств дела и толкованием правовых норм, регулирующих правоотношения в указанной области, основанием к отмене принятых по делу решений не является.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. О составлении протокола об административном правонарушении ООО «Наследие» было извещено надлежащим образом, при составлении протокола участвовал представитель юридического лица <данные изъяты> действующий по доверенности. Копия протокола вручена представителю юридического лица в установленном законом порядке.

Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности, в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В постановлении судьи городского суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание назначено судьей районного суда с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.

При пересмотре дела по жалобе ООО «Наследие» судьей автономного округа дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи соответствует требованиям статей 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На рассмотрение дела судьями городского суда и суда автономного округа ООО «Наследие», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебных заседаний, представителя не направило, распорядившись своими правами по своему усмотрению. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 июля 2019 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 ноября 2019 года, вынесенные по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Наследие» оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Наследие» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья

Седьмого кассационного

суда общей юрисдикции Трапезникова И.И.