ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-8870/2021 от 10.12.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННОЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-8870/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 декабря 2021 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление инспектора ОГИБДД ОМВД России по Ишимбайскому району от 23 сентября 2020 года №18810002180012410493, определение судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 18 мая 2021 года, определение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

установила:

постановлением инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Ишимбайскому району № 18810002180012410493 от 23 сентября 2020 года ФИО1 привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 800 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 18 мая 2021 года жалоба возвращена заявителю в связи с пропуском срока обжалования постановления и отсутствием ходатайства о восстановлении срока для подачи жалобы на постановление должностного лица.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 выражает несогласие с вынесенными актами по настоящему делу, приводя доводы об их незаконности.

ФИО5 извещенная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче ФИО1 жалобы, в установленный срок возражения на указанную жалобу не представила.

Изучение представленных с жалобой материалов об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 23 апреля 2020 года в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому ФИО1 23 сентября 2020 года в 18 часов 30 минут в с. Салимово Ишимбайского района Республики Башкортостан, в нарушение требований пункта 2.1. Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения), будучи собственником животного оставила его без присмотра, в результате чего произошло дорожно – транспортное происшествие.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Ишимбайскому району 23 сентября 2020 года постановления по делу об административном правонарушении № 18810002180012410493.

Данное постановление вручено ФИО1 в день его вынесения 23 сентября 2020 года

ФИО1, не согласившись с указанным определением, 11 мая 2021 года обратилась в Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан с требованием о его отмене.

Судья Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан, изучив жалобу, 18 мая 2021 года вынес определение о её возвращении ФИО1 ввиду того, что жалоба подана по истечению установленного срока обжалования постановления, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи жалобы на постановление отсутствует.

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан согласился с выводами судьи городского суда о наличии обстоятельств, препятствующих рассмотрению жалобы, вместе с тем указал, что поданная в Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан жалоба, адресована председателю Верховного Суда Республики Башкортостан, в указанной жалобе заявитель просит проверить законность и обоснованность постановления в порядке, установленном статьями 30.14 -30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, судья второй инстанции согласился с выводами судьи городского суда о том, что срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении истек, о наличии у ФИО1 права обратиться в Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан с жалобой, представив одновременно ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления, при наличии уважительных причин пропуска срока на подачу жалобы.

Не согласиться с выводами судебных инстанции о наличии оснований, препятствующих принятию жалобы ФИО1 к производству, не имеется.

Материалы дела позволяют прийти к выводу о том, что срок обжалования постановления, установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек 5 октября 2020 года. В установленном порядке жалоба ФИО1 в суд по месту совершения административного правонарушения (Ишимбайский городской суда Республики Башкортостан) подана не была, жалоба, адресованная Верховному Суду Республики Башкортостан, подана заявителем в Ишимбайский городской суда Республики Башкортостан 11 мая 2021 года на вступившее в законную силу постановление.

ФИО1 не лишена возможности реализовать свое право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении в порядке, установленном статьями 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одновременно обратиться с ходатайство о восстановлении процессуального срока для подачи жалобы на постановление.

Относительно требований жалобы, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, и настоящей жалобы о проверки законности постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Ишимбайскому району № 18810002180012410493 от 23 сентября 2020 года, необходимо указать следующее.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод и на обжалование в суд решений органов государственной власти, в том числе судебной (статья 46, части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации указанного права; конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного обжалования, - они определяются федеральными законами на основе Конституции Российской Федерации, ее статей 46, 123 и 128 (определения от 21 декабря 2006 года N 565-О, от 17 июля 2007 года N 548-О-О, от 20 ноября 2008 года N 911-О-О, от 16 апреля 2009 года N 359-О-О, от 17 ноября 2009 года N 1481-О-О, от 25 февраля 2010 года N 221-О-О и др.). Это относится и к пересмотру вступивших в законную силу постановлений по делу об административных правонарушениях.

Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель на основе Конституции Российской Федерации в главе 30 "Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях" КоАП Российской Федерации предусмотрел право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов (статья 30.12), определил суды, рассматривающие жалобы и протесты на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (30.13), закрепил порядок подачи жалобы, принесения протеста (статья 30.14). Тем самым законодатель установил порядок реализации права на судебную защиту лиц, привлекаемых к административной ответственности, в том числе подачи жалобы на вступившие в законную силу постановления и решения.

Согласно положениям части 1 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса могут быть обжалованы вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.

Как указано в части 1 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобы подаются, протесты приносятся в кассационные суды общей юрисдикции, в том числе кассационный военный суд, Верховный Суд Российской Федерации.

Исходя из части 2 статьи 19.1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" кассационный суд общей юрисдикции является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

По смыслу названных правовых норм постановления должностного лица, которые не являлись предметом судебной проверки, не подлежит обжалованию в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Норм, регламентирующих судебную проверку вступивших в законную силу постановлений несудебных органов и должностных лиц, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит.

В определении от 30 июня 2020 года № 1605-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что перед Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно ставился вопрос о проверке конституционности норм главы 30 "Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях" КоАП Российской Федерации в той части, в какой они не предполагают возможности судебной проверки вступивших в законную силу постановлений несудебных органов и должностных лиц. Отсутствие такой возможности не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан, поскольку по своей конституционно-правовой природе пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений является дополнительным способом обеспечения их правосудности, что предполагает использование такого пересмотра только в случае, если заинтересованным лицом были исчерпаны все обычные (ординарные) способы обжалования судебного постановления до его вступления в законную силу. Такой дополнительный способ исправления возможной судебной ошибки и обеспечения законности судебных решений, как пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу, по смыслу положений главы 30 КоАП Российской Федерации, возникает при условии своевременного обращения к основному средству судебной защиты прав: обжалованию постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного органом или должностным лицом, в соответствующий суд (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 634-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1468-О-О, от 20 декабря 2016 года N 2600-О, от 18 июля 2019 года N 2122-О и др.).

Поскольку постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Ишимбайскому району 23 сентября 2020 года № 18810002180012410493 не являлось предметом судебной проверки, жалоба ФИО1 на указанное постановление не могла быть рассмотрена судьей Верховного Суда Республики Башкортостан.

По изложенным основаниям жалоба ФИО1, поданная в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, в части незаконности постановления инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Ишимбайскому району от 23 сентября 2020 года № 18810002180012410493 не может быть рассмотрена и подлежит оставлению без рассмотрения по существу.

Законность и обоснованность постановления инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Ишимбайскому району от 23 сентября 2020 года № 18810002180012410493 может быть проверена судом кассационной инстанции исключительно в ходе рассмотрения жалобы на решения, вынесенные по результатам рассмотрении жалобы на постановление по делу об административно правонарушении в порядке, установленном статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

определение судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 18 мая 2021 года, определение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Жалобу ФИО1 на постановление инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Ишимбайскому району от 23 сентября 2020 года № 18810002180012410493 о привлечении ФИО1 к административной ответственности оставить без рассмотрения по существу.

Судья О.Р. Новоженина

Постановление28.12.2021