ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-8884/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 декабря 2021 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу защитника Ильина Сергея Николаевича, действующего на основании доверенности в интересах Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, на вступившие в законную силу постановление врио начальника отделения –старшего судебного пристава ОСП Красноармейского района УФССП по Самарской области от 3 ноября 2020 года, решение судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 14 января 2021 года, решение судьи Самарского областного суда от 20 мая 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области,
установил:
постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Красноармейского района УФССП по Самарской области ФИО1 от 3 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 14 января 2021 года и решением судьи Самарского областного суда от 20 мая 2021 года, Администрация муниципального района Красноармейский Самарской области (далее–Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Ильин С.А. выражает несогласие с состоявшимися в отношении Администрации постановлением должностного лица и судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенных по делу постановления должностного лица и судебных решений не имеется.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Исходя из положений статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 113 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Из материалов настоящего дела следует, что согласно требованию исполнительного листа, выданного Красноармейским районным судом Самарской области 30 июля 2019 года на основании решения Красноармейского районного суда Самарской области от 28 июня 2019 года, вступившего в законную силу 29 июля 2019 года, на Администрацию сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области возложена обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Красноармейского района УФССП России по Самарской области от 2 августа 2019 годана основании поступившего на исполнение исполнительного листа возбуждено исполнительное производство и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе.
В связи с неисполнением Администрацией сельского поселения Чапаевский в добровольном порядке требования, содержащегося в исполнительном документе в установленный срок, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Красноармейского района УФССП России по Самарской области от 18 мая 2020 года с Администрации сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области взыскан исполнительский сбор и установлен новый срок для исполнения требования, указанного в исполнительном документе, до 27 мая 2020 года.
Определением судебного пристава-исполнителя ОСП Красноармейского района УФССП России по Самарской области от 23 сентября 2020 года на основании определения судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 2 июня 2020 года была произведена замена должника на Администрацию муниципального района Красноармейский Самарской области, в адрес которой в этот же день выставлено требование об исполнении обязанности, указанной в исполнительном документе в 7-дневный срок со дня поступления требования.
Ввиду неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Красноармейского района УФССП по Самарской области ФИО1 от 3 ноября 2020 года Администрация муниципального района Красноармейский Самарской области привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы субъектов административной юрисдикции о наличии вины органа местного самоуправления в совершении выявленного правонарушения основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что требования судебного-пристава исполнителя были исполнены раньше вынесения постановления о привлечении к административной ответственности и основания для привлечения к административной ответственности отсутствуют, являются несостоятельными и опровергаются совокупностью исследованных доказательств.
Из материалов дела следует, что 23 сентября 2020 года Администрации м.р. Красноармейский Самарской области нарочно вручено требование судебного пристава-исполнителя ОСП Красноармейского района УФССП по Самарской области об исполнении решения суда, о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области в установленный 7-дневный срок.
При этом ни Администрацией сельского поселения Чапаевский, ни Администрацией муниципального района Красноармейский Самарской области с момента возбуждения исполнительного производства и до последнего установленного срока какие-либо сведения, подтверждающие исполнение требования исполнительного документа судебному приставу-исполнителю ОСП Красноармейского района УФССП по Самарской области не представлены.
Учитывая установленные обстоятельства, представленное Администрацией муниципального района Красноармейский Самарской области после вынесения постановления о привлечении к административной ответственности Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования муниципальный район Красноармейский Самарской области, утвержденное Собранием представителей муниципального района Красноармейский Самарской области от 9 декабря 2019 года № 191, а также ссылки в кассационной жалобе на решение №152 Собрания представителей сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области о передачи сельским поселением части полномочий по решению вопросов захоронения муниципальному образованию муниципальный район Красноармейский Самарской области, и Соглашение №1 от 10 сентября 2019 года о взаимных обязательствах сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области и муниципального образования муниципальный район Красноармейский Самарской области по определению специализированной службы по вопросам похоронного дела, вызывают сомнения в достоверности, поскольку их наличие до выявления бездействия Администрации сельского поселения Чапаевский и Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, повлекшего привлечение Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ничем объективно не подтверждается.
Кроме того в судебных решениях предыдущих судебных инстанций указан правильный вывод о том, что утверждение решением Собрания представителей муниципального района Красноармейский Самарской области от 9 декабря 2019 года № 191 Положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования муниципальный район Красноармейский Самарской области является недостаточным для исполнения требований исполнительного документа (исполнительного листа), выданного Красноармейским районным судом Самарской области по делу № 2а-224/2019.
Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице – МУП «Теплоснабжение» муниципального района Красноармейский Самарской области направлено через МФЦ в Инспекцию ФНС по Красноглинскому району г.Самары только 21 октября 2020 года. Виды деятельности МУП «Теплоснабжение» дополнены кодом ОКВЭД 96.03 – организация похорон и представление связанных с ними услуг уже после совершения административного правонарушения, что не освобождало и не освобождает Администрацию муниципального района Красноармейский Самарской области от привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что требование исполнительного документа в полном объеме на момент привлечения Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области в полном объеме не исполнены.
Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности исполнения Администрацией муниципального района Красноармейский Самарской области содержащихся в исполнительном документе требований и каких-либо иных обстоятельств, исключающих вину в совершении правонарушения, судом не установлено.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции правильно пришли к выводу о том, что Администрация имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все меры по их соблюдению.
Взыскание исполнительского сбора с первоначального должника и отсутствии постановления о взыскании исполнительского сбора с привлекаемого лица наличие состава выявленного правонарушения не опровергают, так как с учетом положений части 4 статьи 52 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и установленных по делу обстоятельств у должностного лица отдела судебных приставов по ОСП Красноармейского района УФССП по Самарской области имелись законные основания для привлечения Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области к административной ответственности.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, административное наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.
При таких обстоятельствах нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о соблюдении в данном случае порядка привлечения органа местного самоуправления к административной ответственности, в связи с чем оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении и судебных решений, вынесенных с учетом конкретных обстоятельств дела и исследованных доказательств, и удовлетворения жалобы не имеется.
Ссылка в жалобе на решения судей Самарского областного суда, которыми производства по аналогичным делам в отношении Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области прекращены на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи отсутствием в действиях Администрации состава административного правонарушения не может быть принята во внимание, поскольку производства по делам прекращены и по смыслу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, вступивших в законную силу, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Красноармейского района УФССП по Самарской области от 3 ноября 2020 года, решение судьи Красноармейского районного суда Самарской области от 14 января 2021 года, решение судьи Самарского областного суда от 20 мая 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, оставить без изменения, а жалобу защитника Ильина Сергея Николаевича, действующего на основании доверенности в интересах Администрации муниципального района Красноармейский Самарской области, оставить без удовлетворения.
Судья С.И. Шкуров
Постановление22.12.2021