ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ | |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ | |
№ 16-922/2020 | |
г. Пятигорск |
Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу директора филиала ПАО «РусГидро» - «Каскад Кубанских ГЭС» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 5 г. Невинномысска Ставропольского края от 28 января 2020 г. и решение судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 4 марта 2020 г., вынесенные в отношении директора филиала ПАО «РусГидро» - «Каскад Кубанских ГЭС» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № г. Невинномысска Ставропольского каря от 28 января 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 4 марта 2020 г., директор филиала ПАО «РусГидро» - «Каскад Кубанских ГЭС» ФИО1 привлечен к административной ответственности по статье 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит об отмене судебных постановлений, ссылаясь на их незаконность, просит производство по делу прекратить в виду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ).
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ установлено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В целях реализации положений названного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. №458дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - Правила), которыми предусмотрены соответствующие требования в зависимости от установленной категории опасности объектов.
В период с 30 сентября 2019 г. по 11 октября 2019 г., в соответствии с пунктом 18 Плана проведения Управлением Росгвардии по Ставропольскому краю плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2019 год, проведена плановая выездная проверка объекта ТЭК - комплекса гидротехнических сооружений Егорлыкская ГЭС-2 филиала ПАО «РусГидро»-«Каскад Кубанских ГЭС», расположенного по адресу: Ставропольский край, Изобильненский городской округ, пос. Левоегорлыкский, с целью проверки соблюдения указанным юридическим лицом реализации Федерального закона от 21 июля 2011 № 256-ФЗ и Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК», утвержденных постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 г., № 458 дсп.
В ходе проверки выявлено невыполнение требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности указанного категорированного объекта топливно-энергетического комплекса общества, выразившиеся в следующем.
Контрольно-пропускной пункт для прохода работников, посетителей не соответствует требованиям пунктов 115, 116, 118-127 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных, постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 г. № 458 дсп (отсутствует здание КПП, места досмотра, кабина контролера, преграждающие и запирающие устройства). Контрольно-пропускной пункт для автомобильного транспорта Егорлыкской ГЭС-2 не соответствует требованиям пунктов 129-135, 138, 139, 142, 145 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных, постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 г. № 458 дсп (отсутствует досмотровая площадка, с внутренней стороны КПП для автомобильного транспорта отсутствует стационарное противотаранное подъемное устройство для недопущения несанкционированного проезда автомобильного транспорта). В нарушение требований п. 64 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных, постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 г. № 458 дсп на запасных въездах (выездах) объектов отсутствуют противотаранные заграждения. В нарушение требований пункта 299 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных, постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 г. № 458 дсп отсутствует защита акватории объекта по подводному рубежу.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 11 октября 2019 г. и послужили основанием для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений и составления в отношении должностного лица директора филиала ОАО «РусГидро» - «Каскад Кубанских ГЭС» ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения директором предприятия ФИО1 указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (т.1, л.д. 1), выпиской из плана проведения Управлением Росгвардии по Ставропольскому краю плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса Ставропольского края на 2019 год (т.1, л.д.18-21,), протоколом установочного совещания с руководством филиала ПАО «РусГидро» - «Каскад Кубанских ГЭС» (т.1, л.д.22-23), актом проверки и фототаблицей к нему (т.1, л.д. 24-34), выпиской из Единого госдуарственного реестра юридических лиц (т.1, л.д.35-40), уставом ПАО «Русгидро» (т.1, л.д. 41-86), копией паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса предприятия филиала ПАО «РусГидро» - «Каскад Кубанских ГЭС» (т.1 л.д.87-111), распоряжением о переводе ФИО1 на работу на должность директора предприятия (т.1, л.д.10), договорами об оказании услуг по антитеррористической защите и охране (т.1, л.д.112-146), рапортом старшего инспектора по ОПОГК Управления Росгвардии по Ставропольскому краю ФИО2 (т.1 л.д.152-153), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние директора филиала ПАО «РусГидро» - «Каскад Кубанских ГЭС» ФИО1 квалифицировано по статье 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами законодательства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, директор филиала ПАО «РусГидро» - «Каскад Кубанских ГЭС», будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящей жалобе заявитель утверждает, что судебными инстанциями не установлена правомерность вменения директору филиала ПАО «Русгидро» - «Каскад Кубанских ГЭС» нарушения требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности на проверяемом объекте, у него отсутствовал умысел на совершение вмененного ему правонарушения, что влечет отсутствие состава административного правонарушения.
Данный довод не ставит под сомнение выводы судебных инстанций о виновности директора предприятия ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения и законность обжалуемых судебных актов, поскольку его вина, событие и состав вмененного ему административного правонарушения доказана перечисленными выше доказательствами.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что директором предприятия ФИО1 было допущено ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, повлекшее несоблюдение требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, что может повлечь негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья людей.
Доводы, имеющие правовое значение, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не влекут их отмену.
Нарушений норм процессуального права, в ходе производства по настоящему делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено директору предприятия ФИО1 в пределах санкции статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 5 г.Невинномысска от 28 января 2020 г. и решение судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 04 марта 2020 г., вынесенные в отношении директора филиала публичного акционерного общества (ПАО) «Русгидро» - «Каскад Кубанских ГЭС» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев