ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ | |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ | |
№ 16-930/2020 | |
г. Пятигорск |
Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ставролен» на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 443/14 от 26 августа 2019 г., решение судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 22 октября 2019 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 18 декабря 2019 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ставролен» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее - постановлением должностного лица) № 443/14 от 26 августа 2019 г. общество с ограниченной ответственностью «Ставролен» (далее - ООО «Ставролен») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 22 октября 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда от 18 декабря 2019 г., постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе и дополнениях к ней, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО «Ставролен» Афонин А.В. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и состоявшихся судебных актах, прекращении производства по делу, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает при использовании прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей, на должностных лиц от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей, на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: водоохранная (рыбоохранная) зона и прибрежная защитная полоса.
На основании части 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).
Согласно частям 1, 2, 4, 5, 6 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров, от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров, от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
Статьей 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (часть 1 статьи 50 данного Закона).
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 50 Закона).
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Эти меры определены Постановлением Правительства Российской Федерации № 380 от 29 апреля 2013 г. «Об утверждении положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания».
Как установлено должностным лицом административного органа и нашло свое подтверждение при рассмотрении дела судами, ООО «Ставролен», принадлежащее ПАО «Лукойл», является одним из ведущих химических предприятий России и осуществляет, в том числе деятельность, связанную с производством полимерных материалов, непредельных углеводородов, смол тяжелых нефтяных, простых и сложных эфиров, хранение и переработку углеводородов нефти, сжиженных газов (т.1, л.д.14).
Основанием для привлечения ООО «Ставролен» к административной ответственности по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явились нарушения, допущенные данным юридическим лицом, при осуществлении эксплуатации производственных помещений, входящих в состав производственной площадки ООО «Ставролен», расположенных в границах водоохранной зоны озера Мокрая Буйвола на расстоянии от 96 до 154 метров от береговой линии (азотно-кислотная и воздуходувная станция - на расстоянии 154 м, градирни оборотного блока - на расстоянии 96 м, центральный пункт управления - на расстоянии 127 м, насосная станция оборотного водоснабжения - на расстоянии 131 м, азотно-кислородная стация - на расстоянии 116 м от береговой линии оз. Мокрая Буйвола).
Для определения расстояния от береговой линии водного объекта до максимально удаленной части территории производственной площадки ООО «Ставролен» административным органом использовалась публичная кадастровая карта Росреестра.
В соответствии со статьей 31 Водного кодекса Российской Федерации систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах содержится в государственном реестре. В государственный водный реестр включаются документированные сведения, в том числе о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях, в том числе о границах водоохранной зоны.
К поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водотоки (реки, ручьи, каналы) и водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) (часть 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).
По данным государственного водного реестра России река Мокрая Буйвола относится к Западно-Каспийскому бассейновому округу, является левым притоком реки Кумы, код объекта в государственном водном реестре 07010№, имеет также названия Буйвола, Малая Буйвола, в нее впадают река Сухая Буйвола и озеро Буйвола.
По данным государственного водного реестра России озеро Буйвола впадает в реку Мокрая Буйвола, код объекта в государственном водном реестре 07010№.
Поскольку озеро Буйвола впадает в реку Мокрая Буйвола, постольку входит в водоток указанной реки, следовательно, в соответствии с частью 6 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, ширина водоохранной зоны озера Буйвола, как водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока, т.е. применительно рассматриваемому делу реки Мокрая Буйвола.
Указанное разъяснение также дано в письме министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 24 июля 2019 г. № 14/808, согласно ширина водоохранной зоны озера Мокрая Буйвола составляет 200 м, прибрежная защитная береговая полоса от 30 до 50 м (л.д. 30).
Позиция общества о том, что в государственном водном реестре у озера Буйвола не установлена водоохранная зона, следовательно, в соответствии с частью 6 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, ширина ее природоохранной зоны составляет 50 м, является необоснованной, поскольку исходя из фактических обстоятельств дела, а также закрепленного в государственном водном реестре факта впадения озера Буйвола в реку Мокрая Буйвола, что указывает о расположении озера на водотоке реки, - по основанию, предусмотренному частью 6 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранная зона озера, как уже приведено выше, соответствует водоохранной зоне реки Мокрая Буйвола.
Указание административным органом в представленных доказательствах на озеро Буйвола, относительно его названия, как на озеро Малая Буйвола, не свидетельствует об отнесении его к иному водному объекту, поскольку из совокупности представленных доказательств с достоверностью усматривается водный объект, являющийся предметом спора по настоящему делу, - озеро Буйвола.
Согласно ответу начальника отдела предупредительного надзора за водными объектами рыбохозяйственного значения Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству обращений от ООО «Ставролен» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№) по вопросу согласования хозяйственной деятельности в водоохранной зоне реки Мокрая Буйвола не поступало.
В установленном законодательством порядке реке Ставропольского края Мокрая Буйвола была определена высшая рыбохозяйственная категория. Эксплуатация данных зданий и сооружений осуществляется в отсутствие согласования с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и расчёта ущерба водным биологическим ресурсам от ведения данной хозяйственной деятельности, что подтверждается актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя № 77 от 25 июля 2019 г. (т.1, л.д. 116-126).
По результатам проверки 25 июля 2019 г. Азово-Черноморским территориальным управлением Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов (далее – ВБР) ООО «Ставролен» выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания № 77, в котором юридическому лицу в целях устранения выявленных нарушений предписано выполнить следующие мероприятия: согласовать эксплуатацию зданий и сооружений, принадлежащих ООО «Ставролен», размещённых в границах водоохраной зоне озера Мокрая Буйвола с Азово Черноморским территориальным отделом Росрыболовства в установленном законом порядке.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Ставролен» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем в отношении юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении (т. 1, л.д. 18-20).
Факт совершения административного правонарушения, помимо протокола об административном правонарушении, подтверждается представленными доказательствами: актом проверки юридического лица ООО «Ставролен» № 77 (т.1, л.д.13-17); письмом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, из которого усматривается, что ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы озера Буйвола, расположенного на водотоке реки Мокрая Буйвола составляет 200 м, ширина прибрежной полосы составляет от 30 до 50 м в зависимости от уклона берега (т.1, л.д.30); фотоматериалами (т.1, л.д. 85 - 113); актом обследования предприятия, производящего из рыбохозяйственных водоемов забор воды № 77 (т.1, л.д.116); предписанием об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания № 77 (т.1, л.д.118-119) и иными материалами дела, которым судами дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Таким образом, ООО «Ставролен» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку обществом было допущено использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны реки Мокрая Буйвола (ее водоток) с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, обстоятельства совершения административного правонарушения установлены и доказаны в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в предусмотренном законом порядке.
Доказательств, не соответствующих критериям допустимости и достоверности, по делу не имеется, процессуальных нарушений по делу, а также нарушений прав привлекаемого лица административным органом и судами допущено не было.
По делу отсутствуют такие неясности и противоречия, которые свидетельствуют о недоказанности в деянии юридического лица события и состава административного правонарушения, а также влекут признание постановления должностного лица и состоявшихся судебных актов незаконными.
Остальные доводы, имеющие правовое значение, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не влекут их отмену. Несогласие заявителя с выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 443/14 от 26 августа 2019 г., решение судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 22 октября 2019 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 18 декабря 2019 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ставролен» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Ставролен» Афонина А.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев