№ 16-940/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 17 марта 2022 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Судостроительный комплекс «Звезда» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Шкотовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Шкотовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 210 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» ФИО1 просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, направить дело на новое рассмотрение.
Изучив доводы жалобы генерального директора ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» ФИО1, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение заказчиком и (или) лицом, проводящим земляные, строительные, дорожные или иные работы, обязанности по приостановлению указанных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, после получения письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ следует, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу пункта 7 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ.
Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 особый режим использования водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения работ, определенных Водным кодексом РФ, при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам и проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 50 минут в ходе визуального осмотра ведущим консультантом отдела по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края выявлено, что в нарушение требований статей 5.1, 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3, на территории земельных участков с кадастровыми номерами №, №, расположенных в утвержденных границах территории выявленного объекта археологического наследия «Сахарная 1. Селище» (далее - Памятник), проводятся земляные работы с применением тяжелой гусеничной техники.
Памятник расположен по адресу: <адрес>.
Памятник включен в перечень выявленных объектов культурного наследия. Границы территории и требования к осуществлению деятельности в границах территории Памятника утверждены Приказом инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края от 3 июля 2020 года № 196.
ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» (согласно ордеров на проведение земляных работ № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ) являясь заказчиком земляных работ по отсыпке дамбы с применением тяжелой гусеничной техники, проводимых АООО «КККС» (производитель работ: ФИО3), нарушило требования пункта 5 статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-Ф3, допустив осуществление деятельности в границах территории выявленного объекта археологического наследия «Сахарная 1. Селище» и проведение земляных работ на земельных участках с вышеуказанными кадастровыми номерами, расположенных в утвержденных границах территории Памятника.
По результатам надзорного мероприятия ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» выдано предписание от 23 апреля 2021 года № 65-03-14/109 «О приостановлении работ, указанных в статье 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, в котором Заказчику после получения настоящего предписания предписывалось немедленно приостановить работы, проводимые на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, а также разработать раздел об обеспечении сохранности выявленного объекта археологического наследия «Сахарная 1. Селище» в проекте проведения работ на земельном участке с кадастровым номером №, №; проект обеспечения сохранности указанного объекта археологического наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект археологического наследия; обеспечить реализацию разработанного раздела об обеспечении сохранности выявленного объекта археологического наследия «Сахарная 1. Селище».
В ходе визуального осмотра ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 50 минут ведущим консультантом отдела по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края выявлено, что в нарушение требований статей 5.1, 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3, на территории земельных участков с кадастровыми номерами №, №; расположенных в утвержденных границах территории выявленного объекта археологического наследия «Сахарная 1. Селище», продолжается проведение земляных работ с применением тяжелой гусеничной техники.
Таким образом, ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» не выполнило обязанность приостановить земельные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, судебные инстанции учли, что ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Состав административного правонарушения является формальным, не предполагает наступления каких-либо неблагоприятных материально-правовых последствий, либо вреда.
Вопреки доводам жалобы, Акт осмотра объекта культурного наследия № от ДД.ММ.ГГГГ является допустимым доказательством по делу, поскольку в рассматриваемом случае осмотр объекта культурного наследия «Сахарная 1. Селище» был проведен должностным лицом отдела по государственной охране культурного наследия федерального значения Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края не в порядке статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также проверка в соответствии с нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не проводилась.
Судебными инстанциями правильно установлено, что инспекцией по охране объектов культурного наследия Приморского края, в соответствии с заданием № 219 от 13 мая 2021 года, на основании статьи 11 Федерального Закона от 25 июня 2002 года № 73- ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», проведено мероприятие по контролю за состоянием выявленного объекта культурного наследия, систематическому наблюдению в отношении выявленного объекта культурного наследия.
Аналогичные доводы жалобы были предметом проверки судебными инстанциями в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в деянии ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» в пределах санкции, предусмотренной статьей 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, его размер является справедливым и соразмерным содеянному.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
п о с т а н о в и л:
постановление судьи Шкотовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора ФИО1 – без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко