ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-942/2021 от 29.04.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-942/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 29 апреля 2021 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая компания «Витязь» - ФИО1 на вступившие в законную силу постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 3 июля 2020 года № 631, решение судьи Зейского районного суда Амурской области от 5 октября 2020 года и решение судьи Амурского областного суда от 9 декабря 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая компания «Витязь»,

у с т а н о в и л:

постановлением начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 3 июля 2020 года № 631, оставленным без изменения решением судьи Зейского районного суда Амурской области от 5 октября 2020 года и решением судьи Амурского областного суда от 9 декабря 2020 года, общество с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая компания «Витязь» (далее – ООО «ЗДК «Витязь», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО «ЗДК «Витязь» ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся актов, приводя доводы об их незаконности.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчёвки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со статьёй 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция в эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе, для: осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты); переработки древесины и иных лесных ресурсов; осуществления рекреационной деятельности; осуществления религиозной деятельности.

Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.

В силу пункта 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых является одним из видов использования лесов.

Согласно статье 43 Лесного кодекса Российской Федерации, использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута (часть 1). Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьёй 9 настоящего Кодекса (часть 2).

Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечёт за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства (часть 3). В случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определённых в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (часть 4).

В соответствии со статьёй 71 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование (часть 1). Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование (часть 2). К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4).

На основании части 1 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации, использование лесов в Российской Федерации является платным.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями 14 мая 2020 года в 14 часов 10 минут в ходе патрулирования лесного фонда сотрудниками государственного казённого учреждения Амурской области «Зейское лесничество» выявлено самовольное занятие и использование лесного участка ООО «ЗДК «Витязь» посредством строительства дороги, протяжённостью 1 010 метров и шириной 8 метров, площадью 0,782 га в квартале 324 выделе 2, квартале 325 выделе 1 Золотогорского участкового лесничества Зейского лесничества.

Так, при работах по разработке месторождений полезных ископаемых ООО «ЗДК «Витязь» допустило самовольное использование лесного участка – произвело строительство дороги, протяженностью 1 010 метров и шириной 8 метров, площадью 0,782 га в квартале 324 выделе 2, квартале 325 выделе 1 Золотогорского участкового лесничества Зейского лесничества, за пределами арендованного лесного участка по договору от 4 октября 2019 года № 257, тем самым допустило нарушение части 1 статьи 71, статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации.

По данному факту постановлением начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 3 июля 2020 года № 631 ООО «ЗДК «Витязь» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении жалобы защитника ООО «ЗДК «Витязь» - ФИО1 судебные инстанции, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, обоснованно пришли к выводу о законности привлечения Общества к административной ответственности, доказанности его вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения Обществом вменённого административного правонарушения подтверждён собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 названного Кодекса на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных должностным лицом административного органа и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке, все доводы жалоб получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.

Административное наказание назначено ООО «ЗДК «Витязь» в соответствии с санкцией статьи 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Доводы жалобы, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отклонены. Основания для переоценки указанных выводов отсутствуют.

Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

п о с т а н о в и л:

постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 3 июля 2020 года № 631, решение судьи Зейского районного суда Амурской области от 5 октября 2020 года и решение судьи Амурского областного суда от 9 декабря 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая компания «Витязь», оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая компания «Витязь» - ФИО1 - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Я.А. Римский