ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-948/2021 от 26.04.2021 Пятого кассационного суда общей юрисдикции


ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 16-948/2021

г. Пятигорск

26 апреля 2021 года

Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела (дело поступило 19 апреля 2021 года) жалобу ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19 января 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 15 марта 2021 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением инспектора дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Моздокскому району от 04 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19 января 2021 года, решением судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 15 марта 2021 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1, ссылаясь на незаконность и необоснованность, просит состоявшиеся по делу об административном правонарушении судебные акты отменить. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что наличие регистрации автомобиля в Республике Армения исключало необходимость регистрации транспортного средства в Российской Федерации, так как Республика Армения является членом Евразийского экономического союза.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Административная ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, определена частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действующим порядком, определяющим обязанность по регистрации транспортных средств, предусмотрено, что механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления (пункт 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации)).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 04 сентября 2020 года в 16 часов 20 минут на ул. Салганюка в г. Моздок Республики Северная Осетия-Алания ФИО1 управлял не зарегистрированным в установленном порядке транспортным средством Toyota Alphard, государственный регистрационный знак <данные изъяты>.

Данное действие ФИО1 было квалифицировано по части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и явилось основанием для наложения административной ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от 04 сентября 2020 года (л.д. 7) и копией свидетельства о регистрации транспортного средства в Республике Армения (л.д. 10), которым наряду с объяснениями ФИО1, данными судье районного суда, дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, поскольку обстоятельства дела установлены полно и факт управления ФИО1 транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке на территории Российской Федерации, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства при пересмотре постановления, выводы судебных инстанций о законности вынесенного должностным лицом постановления являются обоснованными.

Позиция ФИО1, сводящаяся к тому, что принадлежащее ему транспортное средство, зарегистрированное им в Республике Армения, которая входит в число стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС), не подлежит дополнительной регистрации на территории Российской Федерации, подлежит отклонению ввиду ошибочного толкования норм международного и национального права.

В соответствии с действующим законодательством владелец транспортного средства обязан зарегистрировать его в течение десяти дней со дня ввоза на территорию России на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории России (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Конкретизацией данного законоположения является пункт 3 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 1764, согласно которому государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами.

В то же данные требования не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввезенные на территорию России на срок менее года. Транспортное средство считается находящимся в «международном движении», если оно принадлежит лицу, имеющему место жительства вне этого государства, не зарегистрировано в этом государстве и ввезено в него на срок менее года (статья 1 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 08 ноября 1968 года)).

То есть гражданин России, управляющий транспортным средством, зарегистрированным в одной из стран-участниц ЕАЭС, не может считаться участником международного дорожного движения, если он не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован данный транспорт.

Доказательств тому, что ФИО1 имеет регистрацию по постоянному месту жительства на территории Республики Армения в материалах дела не содержится и автором жалобы не представлено. Напротив, судебными инстанциями установлено, что регистрация транспортного средства Toyota Alphard в Республике Армения произведена на основании временной регистрации по месту жительства в указанной стране-пребывания, что не влечет признание за ФИО1 статуса участника международного дорожного движения.

Следовательно, учитывая пункт 35 приложения № 3 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, согласно которому автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов; ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 настоящего приложения, прихожу к выводу о том, что привлечение ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.

Нарушений норм процессуального права, влекущих в соответствии со статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмену состоявшихся по делу постановления и решений по жалобам, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление инспектора дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Моздокскому району от 04 сентября 2020 года, решение судьи Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19 января 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 15 марта 2021 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пятого кассационного суда

общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев

Справка: судья районного суда Оганесян А.В.; судья верховного суда республики ФИО2