ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-95/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 20 ноября 2019 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу защитника Конюкова В.Г., действующего в интересах ООО «ГРК» Быстринское» на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю от 14 марта 2019 г. № 04-035/2019, решение судьи Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 7 мая 2019 г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 8 июля 2019 г., вынесенные в отношении ООО «ГРК» Быстринское» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,
установил:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю от 14 марта 2019 г. № 04-035/2019, оставленным без изменения решением судьи Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 7 мая 2019 г., ООО «ГРК» Быстринское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Забайкальского краевого суда от 8 июля 2019 г. вынесенные по делу акты изменены путем исключения выводов об осуществлении обществом хозяйственной и производственной деятельности, в результате которой образуются и размещаются отходы без утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах III и IV категорий.
В жалобе защитник ООО «ГРК» Быстринское» просит постановление должностного лица и судебные решения отменить как незаконные, ссылаясь на то, что в протоколе об административном правонарушении не указано о наличии у юридического лица объектов I и II категорий; производство по делу подлежит прекращению на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку общество повторно привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же деяния.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 226-ФЗ) установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии с п.п. 1 и 4 ст. 18 и ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 и ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение в соответствии с законодательством.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной в период с 21 января по 15 февраля 2019 г. должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю установлено, что ООО «ГРК» Быстринское» на Быстринской площади Газимуро-Заводского района Забайкальского края в нарушение требований ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 22 и ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в период с 1 января по 31 декабря 2018 г. допустило образование, накопление и размещение отходов собственного производства без утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; копиями актов осмотра и федерального статистического наблюдения; копией акта проверки, иными материалами дела.
При таких обстоятельствах должностное лицо Росприроднадзора обоснованно признало ООО «ГРК» Быстринское» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Жалобы на постановление судьями районного и краевого судов рассмотрены в соответствии с требованиями закона.
Доводы жалобы являются необоснованными.
Факт имевшего место события административного правонарушения и виновность ООО «ГРК» Быстринское» подтверждаются совокупностью перечисленных выше доказательств, получивших надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Правильность выводов должностного лица и судебных инстанций о виновности ООО «ГРК» Быстринское» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
Действия ООО «ГРК» Быстринское» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Согласно представленным материалам ООО «ГРК» Быстринское» в ходе своей производственной деятельности допустило образование, накопление и размещение отходов I - V классов опасности без утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с пп. «ч» п. 2 Постановления Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» осуществление деятельности по хранению отходов производства и потребления I - III классов опасности является критерием отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории.
Таким образом, ООО «ГРК» Быстринское», допустившее образование, накопление и размещение отходов собственного производства, без утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении данных о категории объекта, оказывающего негативное влияние на окружающую среду, основанием для признания данного протокола недопустимым доказательством, отмены обжалуемых актов и прекращения производства по делу не является, выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности ООО «ГРК» Быстринское» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, не опровергает.
Доказательства, свидетельствующие о невозможности принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в материалах дела отсутствуют, автором жалобы не представлены.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, не усматривается.
Доводы жалобы о повторном привлечении общества к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения и обоснованно отклонены по основаниям, указанным в обжалуемых актах с приведением соответствующих мотивов оснований не согласиться с которыми не имеется.
Несогласие автора жалобы с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, административное наказание назначено с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном ст.ст. 30.6, 30.9 КоАП РФ соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю от 14 марта 2019 г. № 04-035/2019, решение судьи Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 7 мая 2019 г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 8 июля 2019 г. оставить без изменения, жалобу защитника Конюкова В.Г. – без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов