ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-979/2022 от 25.02.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-979/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 25 февраля 2022 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника – адвоката Поляк М.И., действующей в интересах акционерного общества «Геопром», на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 216 Раменского судебного района Московской области от 9 июля 2021 года и решение судьи Раменского городского суда Московской области от 28 октября 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества «Геопром» (далее также – АО «Геопром», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 216 Раменского судебного района Московской области от 9 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Раменского городского суда Московской области от 28 октября 2021 года, АО «Геопром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник - адвокат Поляк М.И. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу постановления.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно пункту 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 (далее - Правила), требования данных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны (далее также - ЗС ГО) - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

Пунктом 1.8 Правил установлено, что в обязанности руководителя гражданской обороны организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению; по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

В силу пункта 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Пунктом 3.2.2 Правил предусмотрено, что при эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений. При наличии проектного обоснования и согласования (заключения) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям допускается устройство временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.

В соответствии с пунктом 3.2.5 Правил во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери должны находиться в открытом положении на подставках и прикрываться съемными легкими экранами или щитами. На период использования помещений ЗС ГО в интересах производства и обслуживания населения для закрытия дверных проемов устанавливаются обычные двери. При этом дверная коробка или вставляется в дверной проем, или прикладывается к нему.

В силу пункта 3.5.3 Правил запрещается применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений.

Как усматривается из материалов дела, 25 мая 2021 года в 15 час. 00 мин. Раменской городской прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения АО «Геопром» законодательства, регулирующего вопросы эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

По результатам проведенной проверки установлено, что АО «Геопром» защитное сооружение гражданской обороны, состоящее на учете в Главном управлении МЧС России по Московской области с инвентарным номером 618-51, местоположение: Московская область, Раменский район, пос. Опытное поле, содержится с нарушением требований законодательства, а именно:

- в нарушение п.п. 1.8, 3.2.1, 3.2.2 Правил не обеспечены условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны в военное время. Резиновые детали уплотнений металлических дверей ЗС ГО имеют повреждения (порывы), имеются отверстия в ограждающих конструкциях ЗС ГО, т.е. не обеспечена герметизация;

- в нарушение п.п. 1.2, 1.8, 3.2.1, 3.2.2 Правил допущен демонтаж инженерного оборудования;

- в нарушение п.п. 1.8, 3.2.1, 3.5.3 Правил допущено устройство внутренней перегородки и отделка ряда помещений горючими материалами;

- в нарушение п.п. 1.8, 3.2.1 Правил не обеспечена сохранность защитно-герметических и герметических дверей (одна дверь демонтирована);

- в нарушение п.п. 1.8, 3.2.5 Правил в одном входе защитно-герметическая дверь, находящаяся в открытом положении, не имеет подставки;

- в нарушение п. 1.8 Правил не планируются и не проводятся мероприятия по подготовке защитного сооружения гражданской обороны по техническому обслуживанию, текущему и катальному ремонтам ЗС ГО, замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние АО «Геопром» правильно квалифицировано по части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы собранными по делу доказательствами подтвержден факт того, что АО «Геопром» является надлежащим субъектом административного правонарушения. Так, на момент проведения прокурорской проверки указанный объект находился на балансе АО «Геопром».

Вопреки доводам жалобы представленные обществом документы оценены в совокупности с имеющимися в деле доказательствами по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения АО «Геопром» к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено АО «Геопром» в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ст.ст.3.1, 3.5, 4.1-4.3 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 216 Раменского судебного района Московской области от 9 июля 2021 года и решение судьи Раменского городского суда Московской области от 28 октября 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества «Геопром» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника – адвоката Поляк М.И. - без удовлетворения.

Судья А.В. Поддымов