ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-982/2022 от 28.02.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-982/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 28 февраля 2022 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Коломенского городского суда Московской области от 9 декабря 2020 года и решение судьи Московского областного суда от 16 февраля 2021 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Коломенского городского суда Московской области от 9 декабря 2020 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с конфискацией археологического предмета. Указанным актом судьи городского суда также постановлено мелкую разменную монету XVI века и монету достоинством 5 копеек чеканки 1769 года обратить в собственность Российской Федерации.

Решением судьи Московского областного суда от 16 февраля 2021 года постановление судьи городского суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Одновременно ФИО1 заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования судебных актов, которое разрешению не подлежит, так как нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлен срок для подачи жалобы на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.

В силу статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об объектах культурного наследия) под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

Согласно пункту 11 статьи 36 Федерального закона об объектах культурного наследия археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 данного Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, подлежат обязательной передаче физическими и (или) юридическими лицами, осуществляющими указанные работы, государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности (пункт 3 статьи 49 Федерального закона об объектах культурного наследия).

Согласно статье 8 Федерального закона от 23 июля 2013 года N 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии" (далее - Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 245-ФЗ) физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи (часть 1).

Физические и юридические лица, законно осуществившие ввоз археологических предметов на территорию Российской Федерации, вправе распоряжаться указанными археологическими предметами по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).

Физические и юридические лица, владеющие на день вступления в силу названного Федерального закона археологическими предметами, за исключением случая, предусмотренного частью 2 указанной статьи, вправе помимо передачи их государству и универсального правопреемства отчуждать указанные археологические предметы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, при условии включения указанных археологических предметов не позднее 1 сентября 2016 года в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации (часть 3).

Согласно статье 19 Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее также Закон о Музейном фонде) музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и не относящиеся к его государственной части, составляют негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

В силу статьи 25 названного закона при совершении сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, сторона, у которой возникают гражданские права и обязанности в отношении этих музейных предметов и музейных коллекций, принимает на себя обязательства по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации. При совершении сделок, направленных на отчуждение музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, государство имеет преимущественное право приобретения указанных музейных предметов и музейных коллекций. Порядок приобретения государством музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 37 Закона о Музейном фонде).

Как усматривается из материалов дела, 20 октября 2020 года примерно в 17 часов 30 минут в районе дома №81 по ул. Ленина в г. Коломне Московской области ФИО1 продал ФИО4 археологические предметы – две монеты за 600 рублей.

Согласно заключению эксперта муниципального бюджетного учреждения «Коломенский археологический центр» от 5 ноября 2020 года №125 указанные две монеты представляют собой следующее: пуло тверское - мелкую разменную монету XVI века, а также монету достоинством 5 копеек чеканки 1769 года. Исходя из возраста исследуемых объектов, обе монеты являются археологическими предметами, изъятыми из мест залегания.

16 ноября 2020 года по факту совершения сделки с археологическими предметами в нарушение требований, установленных Федеральным законом об объектах культурного наследия, в отношении ФИО1 должностным лицом 1 отделения 4 окружного отдела УФСБ России по г. Москве и Московской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленной названной нормой и подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.1-6), обращением (л.д.11) и объяснениями ФИО4 (л.д. 18-19), скриншотами переписки (л.д.12), скриншотами объявлений (л.д.13-15), чеком по операции ПАО «Сбербанк России» (л.д.16), аудиозаписями на компакт-диске (л.д.17), протоколом изъятия вещей с фотоматериалом (л.д.20-23); заключением эксперта муниципального бюджетного учреждения «Коломенский археологический центр» от 5 ноября 2020 года №125 с фотоматериалом (л.д.51-53) и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние ФИО1 правильно квалифицировано по статье 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы заключение эксперта муниципального бюджетного учреждения «Коломенский археологический центр» от 5 ноября 2020 года №125 является допустимым доказательством по делу. Данное заключение соответствует требованиям ст. 26.2, ч. 5 ст. 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Эксперту были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, что он удостоверил своей подписью. Выводы эксперта основаны на материалах дела, мотивированы и ясны, существенных противоречий не содержат.

Вопреки доводам жалобы, из представленных материалов дела не усматривается наличие противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судебных инстанций о доказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушены.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 3 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Вместе с тем имеются основания для изменения принятых по делу судебных актов.

За совершение вмененного административного правонарушения судья городского суда назначил ФИО1 дополнительное административное наказание в виде конфискации археологического предмета, оставив при этом без внимания положения части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Частью 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно.

Как указано выше, в силу пункта 3 статьи 49, пункта 11 статьи 36 Федерального закона об объектах культурного наследия все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой и обнаруженные в результате проведения работ, перечисленных в пункте 11 статьи 36 названного Федерального закона, находятся в государственной собственности и подлежат обязательной передаче государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 23 июля 2013 года N 245-ФЗ для физических и юридических лиц, владеющих археологическими предметами, установлен запрет на их отчуждение, за исключением случая передачи государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.

При установленных по делу обстоятельствах и с учетом приведенных правовых норм указанные археологические предметы, имеющие статус изъятых из оборота, обоснованно обращены в собственность Российской Федерации.

Вместе с тем, в силу названных норм конфискация как дополнительное административное наказание не может быть применена в отношении находящихся в незаконном обороте археологических предметов.

При изложенных обстоятельствах в соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обжалуемые судебные акты подлежат изменению путем исключения из резолютивной части постановления судьи Коломенского городского суда Московской области от 9 декабря 2020 года указания на конфискацию археологического предмета.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление судьи Коломенского городского суда Московской области от 9 декабря 2020 года и решение судьи Московского областного суда от 16 февраля 2021 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из резолютивной части постановления судьи Коломенского городского суда Московской области от 9 декабря 2020 года указание на конфискацию археологического предмета.

В остальной части названные судебные акты оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья А.В. Поддымов