Дело № 2-1029/1832RS0021-01-2018-001487-62
Решение
Именем Российской Федерации
10 декабря 2018 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Гейко С.Н.,
при секретаре судебного заседания Кожевниковой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г.Новозыбкова
о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г.Новозыбкова об оспаривании постановления главы администрации г.Новозыбкова Брянской области от 28.06.2018 г. № 330 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма. В обоснование заявленных требований указала, что 24.05.2018 г. обратилась в администрацию г.Новозыбкова с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением главы администрации г.Новозыбкова Брянской области от 28.06.2018 г. № 330 ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании ст.53 Жилищного кодекса РФ. Причиной отказа послужило то обстоятельство, что она намерено ухудшила свои жилищные условия. Считает данное постановление главы администрации г.Новозыбкова незаконным и подлежащим отмене, поскольку не совершала умышленных действий, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения иска. Указала, что истцу обоснованно было отказано в принятии на учет поскольку неоднократные регистрации истца по месту своего жительства свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий истца.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ неистечение указанного в статье 53 Жилищного кодекса РФ пятилетнего срока является основанием для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 6 части 2 указанной статьи предусмотрено, что намеренным ухудшением жилищных условий признается отчуждение имеющегося в собственности гражданина, членов его семьи или одиноко проживающего гражданина жилого помещения либо его доли.
Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, согласно которой ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Приведенные положения Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствуют о том, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" право граждан на самостоятельный выбор своего места жительства не может быть ограничено иначе, чем на основаниях, предусмотренных законом.
Судом установлено, что 24.05.2018 г. ФИО1 обратилась в администрацию г.Новозыбкова с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении составом семьи 2 человека в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности.
Постановлением главы администрации г.Новозыбкова Брянской области от 28.06.2018 г. № 330 ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма со ссылкой на ст.53 ЖК РФо чем заявительнице сообщено письмом от 02.07.2018 года.
Причиной отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении послужило то обстоятельство, что ФИО1 намеренно ухудшила свои жилищные условия. Ответчик считает, что неоднократные регистрации истца по месту своего жительства свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий заявительницы.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что доказательств намеренного умышленного ухудшения истцом своих жилищных условий в материалах дела не имеется.
Оценка фактических обстоятельств дела позволяет суду прийти к выводу, что ответчиком не представлены неопровержимые доказательства в подтверждение совершения истцом умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов местного самоуправления в обеспечении истца жилым помещением.
Действия, совершенные истцом по дарению 15.02.2013 г. 1/4 доли квартиры по адресу: <адрес>, нельзя рассматривать как умышленные и недобросовестные действия, свидетельствующие об очевидном намерении приобрести право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В настоящее время истец зарегистрирована по месту фактического проживания в квартире общей площадью 32,7 кв.м. собственником которой является ФИО3 по адресу: <адрес>
Регистрация истца в указанной квартире не может считаться намеренным ухудшением истцом своих жилищных условий, так как она не является собственником жилого помещения. Причиной ее регистрации по месту жительства является осуществление своих прав как гражданина Российской Федерации с целью дальнейшего использования данного жилья для проживания в нем, что не может быть признано намеренным ухудшением жилищных условий и не содержит корыстных мотивов.
Истец не имеет в собственности или ином законном основании в пользовании жилых помещений.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным постановление главы администрации г.Новозыбкова Брянской области от 28.06.2018 г. № 330 в части отказа ФИО1 в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Обязать администрацию г.Новозыбкова Брянской области поставить на учет ФИО1 в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи два человека.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца через Новозыбковский городской суд
Судья Гейко С.Н.
Мотивированное решение
составлено 13.12.2018 г.