ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 2-617/2013 от 20.10.2014 Магаданского областного суда (Магаданская область)

 Среднеканский районный суд Дело № 2-617/2013

 Магаданской области 33-204/2014

 судья Чернецов А.И. 44Г-12/2014

 Суд апелляционной инстанции:

 председательствующий Ечин А.А.,

 судьи Коваленко О.В. (докладчик),

 Лобыкин С.Н.

 ПРЕЗИДИУМ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 20 октября 2014 года г. Магадан

 Президиум Магаданского областного суда в составе:

 председательствующего Чижовой В.К.,

 членов: Бежевцовой Н.В., Жиделева Д.Л., Мирошниковой С.В.,

 при секретаре Курышевой П.С.

 рассмотрел кассационную жалобу федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» на решение Среднеканского районного суда Магаданской области от 11 декабря 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 26 марта 2014 года по гражданскому делу по иску Магаданского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» о возложении обязанности обеспечить регулярное патрулирование нарядами службы авиационной безопасности аэропорта Сеймчан, являющегося филиалом данного хозяйствующего субъекта, территории расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации Сеймчанского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Северо - Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

 Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бельмас И.Ю., мнение Магаданского транспортного прокурора Кравцова Д.В., полагавшего судебные постановления законными и обоснованными, президиум Магаданского областного суда

 УСТАНОВИЛ:

 Магаданский транспортный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» (далее – ФКП «Аэропорты Севера») о возложении обязанности обеспечить регулярное патрулирование нарядами службы авиационной безопасности аэропорта Сеймчан, являющегося филиалом данного хозяйствующего субъекта, территории расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации Сеймчанского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Северо - Востока» федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (далее – ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»).

 Ссылался на установленный в ходе проведенной транспортной прокуратурой проверки факт неисполнения филиалом «Аэропорт Сеймчан» ФКП «Аэропорты Севера» обязанности, предусмотренной Федеральными авиационными правилами «Требования к авиационной безопасности к аэропортам», утвержденными приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 года № 142, о регулярном патрулировании расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением Сеймчанского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», а именно: обзорного радиолокатора трассового, вторичного радиолокатора, передающего радиоцентра, приемного радиоцентра.

 Решением Среднеканского районного суда Магаданской области от 11 декабря 2013 года на ФКП «Аэропорты Севера» возложена обязанность обеспечить регулярное патрулирование нарядом службы авиационной безопасности аэропорта Сеймчан, являющегося филиалом данного хозяйствующего субъекта, территории расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации Сеймчанского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Северо - Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

 Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 26 марта 2014 года внесены изменения в абзац первый резолютивной части решения, постановлено: обязать федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера» обеспечить регулярное патрулирование нарядом службы авиационной безопасности аэропорта Сеймчан, являющегося филиалом данного хозяйствующего субъекта, территорий, расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации Сеймчанского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Северо - Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», а именно: обзорного радиолокатора трассового, вторичного радиолокатора, передающего радиоцентра, приемного радиоцентра.

 В кассационной жалобе, поступившей в Магаданский областной суд 04 августа 2014 года, ФКП «Аэропорты Севера» просит отменить судебные постановления, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение, отказав транспортному прокурору в удовлетворении исковых требований.

 По мнению, изложенному в жалобе, действующим в области авиационной безопасности законодательством на аэропорты не возложена обязанность организации охраны (в том числе по патрулированию) силами службы авиационной безопасности аэропорта, объектов управления воздушным движением и навигации, расположенных за пределами контролируемой территории аэропорта.

 Определением судьи Магаданского областного суда Гришан Л.В. от 03 октября 2014 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - президиум Магаданского областного суда.

 При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 390 ГПК РФ).

 Обсудив доводы ФКП «Аэропорты Севера», изложенные в кассационной жалобе, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, президиум Магаданского областного суда приходит к выводу, что при рассмотрении дела судами первой и второй инстанций допущено неправильное применение и толкование норм материального права, приведшее к неправильному разрешению спора.

 В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

 По делу установлено, что объекты управления воздушным движением и навигации Сеймчанского центра организации воздушного движения (ОрВД) филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», а именно: обзорный радиолокатор трассовый, вторичный радиолокатор, передающий радиоцентр, приемный радиоцентр, обслуживают аэропорт Сеймчан, находящийся в ведении ответчика.

 Указанные объекты ОрВД являются федеральной собственностью, переданы в оперативное управление ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и расположены за пределами аэропорта Сеймчан, примерно в пятнадцати километрах от аэропорта; их патрулирование силами аэропорта не осуществляется.

 Согласно пункту 1 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность – это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

 Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами (пункт 2 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации).

 В соответствии с пунктом 4 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

 Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам» утверждены приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 года № 142 (далее – ФАП № 142) и устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

 Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов (пункт 3 ФАП № 142).

 Пунктом 4 ФАП № 142 установлено, что авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

 Таким образом, наличие служб авиационной безопасности предусмотрено не только в отношении аэропортов, но и авиационных предприятий, к которым относится ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (пункт 1 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации).

 В силу пункта 21 ФАП № 142 территории аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации должны патрулироваться нарядами САБ.

 В то же время, чья именно служба авиационной безопасности (САБ аэропорта или САБ эксплуатанта (авиационного предприятия)) должна патрулировать эти объекты, Правила не конкретизируют.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2011 года № 42 утверждены «Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры», определяющие порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности (пункт 1 Правил).

 Согласно пунктам 3 и 4 Правил, организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.

 При этом охрана границ территории (далее – периметра) аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов - подразделениями вневедомственной охраны полиции; в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

 Охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, а также иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта, а также может осуществляться на основании отдельных договоров подразделениями вневедомственной охраны полиции и подразделениями охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

 Судами при рассмотрении дела установлено, что спорные объекты (обзорный радиолокатор трассовый, вторичный радиолокатор, передающий радиоцентр, приемный радиоцентр) находятся за пределами территории (периметра) аэропорта Сеймчан.

 Кроме того, указанные объекты не входят в состав аэропорта, как имущественного комплекса, не являются объектами его инфраструктуры.

 В соответствии с пунктом 9 Федеральных авиационных правил «Объекты единой системы организации воздушного движения», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 апреля 2005 года № 31, обзорный радиолокатор трассовый, вторичный радиолокатор, передающий радиоцентр, приемный радиоцентр относятся к объектам радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, входят в перечень объектов единой системы организации воздушного движения.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 897 «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства», утверждены Нормы, правила и процедуры авиационной безопасности, пунктом 1 которых установлено, что территории аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением должны регулярно патрулироваться нарядами службы авиационной безопасности.

 В целях совершенствования указанной Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, приказом Минтранса России от 18 апреля 2008 года № 62 утверждена Программа авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации.

 Согласно пункту 53 этой Программы, охрана аэропортов, аэродромов (вертодромов), объектов их инфраструктуры и объектов Единой системы организации воздушного движения, а также объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, не относящихся к объектам Единой системы организации воздушного движения, расположенных за пределами периметров аэропортов, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел в соответствии и порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 120 Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 24 ноября 2008 года № 192, охрана объектов гражданской авиации организуется с целью обеспечения порядка, исключающего проникновение посторонних лиц в контролируемую зону аэропортов (аэродромов), на объекты жизнеобеспечения гражданской авиации, а также здания и помещения, доступ в которые контролируется, и в зависимости от их расположения, важности и местных условий осуществляется, в том числе путем патрулирования на специально оборудованных транспортных средствах или пешими стрелками по утвержденным маршрутам.

 Приказом Минтранса России от 15 марта 2011 года № 83 утвержден Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России», в разделе I «Объекты государственной собственности» под № 616 поименованы объекты филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

 После введения в действие Воздушного кодекса Российской Федерации, 09 февраля 2007 года принят Федеральный закон № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

 В соответствии с частью 1 статьи 2 названного Федерального закона целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

 Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности (часть 3 статьи 4 Федерального закона «О транспортной безопасности»).

 Таким образом, авиационная безопасность входит в общее понятие «транспортная безопасность».

 Согласно статье 1 указанного Федерального закона под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (подпункт «ж» пункта 5); под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9).

 В силу части 1 статьи 4 Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

 Спорные объекты Единой системы организации воздушного движения находятся в оперативном управлении ФГУП «Госкорпорация ОрВД», их эксплуатация осуществляется филиалом «Аэронавигация Северо-Востока» - Сеймчанский центр ОВД.

 Эти объекты, как установлено судами, располагаются в пятнадцати километрах от аэропорта, то есть находятся вне зоны ответственности ФКП «Аэропорты Севера».

 Их охрана, в силу пункта 53 Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, должна осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел в соответствии и порядке, определенном законодательством Российской Федерации, на основании соглашения с субъектом транспортной инфраструктуры, владеющим спорными объектами, эксплуатирующим их, то есть с ФГУП «Госкорпорация ОрВД».

 При таком положении судебные акты о возложении на ФКП «Аэропорты Севера» обязанности по обеспечению регулярного патрулирования нарядом САБ аэропорта Сеймчан территорий, расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации Сеймчанского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», подлежат отмене, как постановленные при неправильном применении и толковании вышеприведенных норм материального права.

 В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с делом, вправе отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.

 Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, президиум Магаданского областного суда находит возможным отменить принятое по делу решение Среднеканского районного суда Магаданской области от 11 декабря 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 26 марта 2014 года, которым это решение оставлено без изменения, и, не передавая дело на новое рассмотрение, постановить новое, которым Магаданскому транспортному прокурору в удовлетворении исковых требований к ФКП «Аэропорты Севера» о возложении обязанности обеспечить регулярное патрулирование нарядами службы авиационной безопасности аэропорта Сеймчан, являющегося филиалом данного хозяйствующего субъекта, территории расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации Сеймчанского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Северо - Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» отказать.

 На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Магаданской транспортной прокуратуры подлежат взысканию в пользу ФКП «Аэропорты Севера» понесенные расходы на оплату государственной пошлины при подаче в суд апелляционной жалобы в размере <.......> рублей и кассационной жалобы в размере <.......> рублей, а всего <.......> рублей.

 Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Магаданского областного суда

 ПОСТАНОВИЛ:

 решение Среднеканского районного суда Магаданской области от 11 декабря 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 26 марта 2014 года по гражданскому делу по иску Магаданского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» о возложении обязанности обеспечить регулярное патрулирование нарядами службы авиационной безопасности аэропорта Сеймчан, являющегося филиалом данного хозяйствующего субъекта, территории расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации Сеймчанского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Северо - Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» - отменить и принять новое решение, которым

 Магаданскому транспортному прокурору в удовлетворении исковых требований к федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» о возложении обязанности обеспечить регулярное патрулирование нарядами службы авиационной безопасности аэропорта Сеймчан, являющегося филиалом данного хозяйствующего субъекта, территории расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации Сеймчанского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Северо - Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» отказать.

 Взыскать с Магаданской транспортной прокуратуры в пользу федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» расходы по оплате государственной пошлины в размере <.......> рублей.

 Председательствующий      В.К.Чижова