Судья Михеева Т.А. | Дело № 33-1935/2020 №2-718/2020 |
9 сентября 2020 года | г. Орел |
Судья Михеева Т.А. | Дело № 33-1935/2020 №2-718/2020 |
9 сентября 2020 года | г. Орел |
установила:
Яковенко Е.А. обратилась в суд с иском к администрации <адрес> об обязании принять на учет и предоставить жилое помещение.
В обоснование требований указала, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ее мать была лишена родительских прав, отца у нее нет, а опеку осуществляла ее бабушка – ФИО7
Постановлением администрации Свердловского района Орловской области от <дата>№ она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
С <дата> по настоящее время проживает по адресу: <адрес>, которую снимает, поскольку сначала проходила обучение в автодорожном техникуме, а впоследствии устроилась на работу в г. Орле.
Каких - либо объектов недвижимости в собственности Яковенко Е.А. не имеет, а ее регистрация в Свердловском районе Орловской области носит формальный характер, проживание в доме ФИО7 невозможно, поскольку площадь дома составляет 47,1 кв.м, при этом фактически там зарегистрированы и проживают 7 человек.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени ее право на обеспечение жилым помещением не реализовано, местом ее жительства является г. Орел, а администрация г. Орла отказала ей в постановке на учет, Яковенко Е.А. просила суд обязать администрацию г.Орла принять ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и обязать администрацию г.Орла предоставить ей благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, в соответствии с Законом Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ, на территории Орловского района Орловской области, общей площадью по норме предоставления, по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе администрация г.Орла просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Приводит доводы о том, что Яковенко Е.А. должна быть обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда в Свердловском районе Орловской области, поскольку она постановлением администрации Свердловского района Орловской области принята на учет и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Ссылается на то, что представленные документы свидетельствуют о том, что г.Орел не является постоянным местом жительства истца, а временное проживание на территории г.Орла не порождает обязанность муниципального образования «Город Орел» на обеспечение ее жилым помещением.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей до 01.01.2019) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
Из материалов дела следует, что Яковенко Е.А., <дата> года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Свердловского районного суда Орловской области от <дата>ФИО8 лишена родительских прав в отношении дочери Яковенко Е.А.
Сведения об отце внесены в свидетельство о рождении Яковенко Е.А. со слов ее матери.
Постановлением администрации Свердловского района Орловской области от <дата>№ опекуном Яковенко Е.А., оставшейся без попечения родителей, назначена бабушка ФИО7
Постановлением администрации Свердловского района Орловской области № от <дата> Яковенко Е.А. поставлена на регистрационный учет в качестве имеющей право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.
Разрешая спор. судом было установлено, что Яковенко Е.А. с <дата> постоянно проживает в г.Орле, так как с <дата> по <дата> истец обучалась в бюджетном профессиональном образовательном учреждении Орловской области «Орловский автодорожный техникум», а с <дата> Яковенко Е.А. принята на должность кассира в ООО «<...>» в подразделение г. Орел.
До настоящего времени Яковенко Е.А. жильем не обеспечена.
С <дата> и по настоящее время истец зарегистрирована по адресу: <адрес>. Кроме Яковенко Е.А., в указанном жилом доме, общей площадью 47,1 кв.м зарегистрированы еще 7 человек.
Яковенко Е.А. проживает по адресу: <адрес>, на основании договора найма от <дата>.
Несмотря на то, что местом жительством Яковенко Е.А. является г. Орел администрация г. Орла на основании постановления от <дата> отказала истцу в принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений.
Как следует из материалов дела, жилых помещений Яковенко Е.А. на праве собственности не имеет.
Удовлетворяя заявленные исковые требования и возлагая на администрацию г. Орла обязанность принять Яковенко Е.А. на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что смена постоянного места жительства не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе лицам, оставшиеся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы о несоблюдении истцом порядка исключения из списка по прежнему месту жительства, являются несостоятельными.
На основании подпункта 3 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее Правила).
Согласно пункту 23 Правил, при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители. Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.
Исходя из того, что Яковенко Е.А. изменила место жительство на территории Орловской области, то положения указанных Правил в отношении истца не применимы, поскольку в данном случае реализация права Яковенко Е.А. на предоставление жилого помещения возложена на орган исполнительной власти Орловской области, субъекта Российской Федерации, а потому изменение места жительства Яковенко Е.А. на территории Орловской области не может лишать истца права на предоставление жилого помещения по месту ее жительства в г. Орле.
Установив, что право истца на получение благоустроенного жилого помещения не реализовано, иного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности истец не имеет, является нуждающейся в жилом помещении, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на ответчика обязанности предоставить Яковенко Е.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек.
Доводы апелляционной жалобы о том, что г. Орел не является местом жительства Яковенко Е.А., являются несостоятельными, не основаны на материалах дела и полностью ими опровергаются.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
По существу доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 16.06.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Орла – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
1версия для печатиДело № 33-1935/2020 (Определение)