ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 260012-01-2020-003299-38 от 09.11.2020 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

№5-1316/2020

УИД № 26RS0012-01-2020-003299-38

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

09 ноября 2020 года г. Ессентуки

Судья Ессентукского городского суда Ставропольского края Жукова В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по делу в отношении ООО «Олимпиада», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КРФ об АП,

У С Т А Н О В И Л:

07 октября 2020 года старшим инспектором Отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Ессентуки капитаном полиции ФИО2 в отношении ООО «Олимпиада» составлен протокол ЮЛ , об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 КРФ об АП, согласно которому 07.10.2020 года в 09 часов 15 минут в Отделе миграции ОМВД России по г. Ессентуки по адресу: <...>, каб.№12, было установлено, что 15.09.2020 года в адрес Управления по вопросам миграции ГУ МВ России по Ставропольскому краю от работодателя ООО «Олимпиада» поступило уведомление о прекращении (расторжении) 15.09.2020 года трудового договора с гражданкой Республики Армения ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с нарушением порядка (п.5 – заполнены несоответствующие поля) подачи работодателем уведомления о прекращении (расторжении) трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказания услуг) с иностранным гражданином, утвержденного п.1.15 Приказом МВД России от 04.06.2019 года № 363 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации», что предусматривает административную ответственность по ч.3 ст. 18.15 КРФ об АП.

В судебном заседании, представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу, ООО «Олимпиада» - ФИО1, выступающая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, вину Общества признала, поддержала позицию, изложенную директором ООО «Олимпиада» ФИО5 в письменных возражениях, согласно которым указано следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ /услуг/ имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что работодатель или заказчик работ /услуг/, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении /расторжении/ с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ /оказание услуг/ в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения /расторжения/ соответствующего договора.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ /услуг/ в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления /в том числе в электронном виде/ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Пункт 2 Порядка предоставления работодателями или заказчиками работ /услуг/ уведомлений о заключении и прекращении /расторжении/ трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ /оказание услуг/ с иностранными гражданами /лицами без гражданства/, установленного Приказом МВД России № 363 от 04 июня 2019 года, предусматривает, что что работодатель или заказчик работ /услуг/, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган МВД России на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении /расторжении/ с данным иностранным гражданином /лицом без гражданства/ трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ /оказание услуг/ в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения /расторжения/ соответствующего договора.

В уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля /пункт 5 Порядка/.

Во исполнение указанных выше предписаний, работодатель ООО "Олимпиада" в установленный законом срок, направило в ГУ МВД России по Ставропольскому краю уведомление о заключении 15 сентября 2020 года трудового договора с гражданином Республики Армения ФИО6, заполнив все необходимые поля. Данный факт орган первичной юрисдикции не оспаривает.

Однако, при заполнении Уведомления, ООО "Олимпиада" действительно допустило ошибку в части заполнения раздела № 3, которое вообще не подлежало заполнению.

Так, в раздел № 3 Уведомления /приложение № 13 к приказу МВД России от 04 июня 2019 года № 363/, вносятся сведения о разрешении на работу или патенте, на основании которых иностранный гражданин /лицо без гражданства/ осуществляет трудовую деятельность.

Указанный раздел не заполняется если иностранный гражданин осуществляет свою деятельность без разрешения на работу или патента.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

29 мая 2014 года Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, подписан договор о Евразийском экономическом союзе, которым учрежден Евразийский экономический союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и международными договорами в рамках Союза.

Пунктом 1 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года установлено, что работодатели и /или/ заказчики работ /услуг/ государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

На основании договора от 10 октября 2014 года заключенного между Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, с одной стороны, и Республика Армения, с другой к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года присоединена Республики Армения.

Данный Договор ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 420-ФЗ "О ратификации Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года".

Таким образом, с момента ратификации Российской Федерацией, Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года", граждане Армении имеют право осуществлять на территории Российской Федерации трудовую деятельность без разрешения на работу и патента, а потому соответственно раздел 3 Уведомления, заполнению не подлежал.

В этой связи указание в Уведомлении сведений не подлежащих отражению не повлекло и не могло повлечь за собой каких-либо негативных последствий для государства, тем более, что все иные подлежащие обязательному заполнению разделы были заполнены в соответствии с требованиями закона, а потому данное обстоятельство фактически не является нарушением положений статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Согласно выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 06 октября 2020 года, организация ООО "Олимпиада", является микропредприятием, то есть относится к субъекту малого и среднего предпринимательства.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что ООО "Олимпиада" является субъектом малого и среднего предпринимательства; совершило административное правонарушение впервые, вину в совершении, которого признало полностью; совершение административного правонарушения не причинило имущественного вреда, не создало возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия /памятникам истории и культуры/ народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также то, что часть 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает такой вид наказания как предупреждение, ООО "Олимпиада" просит в случае назначения наказания в виде штрафа заменить его на предупреждение, либо по этим же основаниям освободить Общество от административной ответственности по статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виду малозначительности административного правонарушения.

Представитель Отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Ессентуки в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о рассмотрении дела. Сведений относительно уважительности причин не явки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал. Судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Ессентуки.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КРФ об АП, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КРФ об АП, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ст. 26.11 КРФ об АП, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

На основании ч. 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ /услуг/ имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Соответствующее уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. Формы и порядок представления уведомлений утверждены Приказом МВД России от 04.06.2019 г. № 363 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами «лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

Как следует из материалов дела, в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю 15.09.2020 года в адрес Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю от работодателя ООО «Олимпиада» поступило уведомление о прекращении (расторжении) 15.09.2020 года трудового договора с гражданкой Республики Армения ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с нарушением порядка (п.5 – заполнены несоответствующие поля) подачи работодателем уведомления о прекращении (расторжении) трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказания услуг) с иностранным гражданином, утвержденного п.1.15 Приказом МВД России от 04.06.2019 года № 363 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

Факт совершения ООО «Олимпиада» административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.15 КРФ об АП, зафиксирован в протоколе об административном правонарушении серии ЮЛ от 07.10.2020 года, который соответствует требованиям ст. 28.2 КРФ об АП, и составлен уполномоченным должностным лицом. Права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КРФ об АП и ст. 51 Конституции Российской Федерации директору общества ФИО5 разъяснялись. Копия протокола вручена ей под подпись.

Вина ООО «Олимпиада» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.15 КРФ об АП, подтверждается иными документами, исследованными в судебном заседании: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 02.10.2020 года, рапортом начальника отдела по вопросам миграции УВМ ГУ МВД России по Ставропольскому краю ФИО7 от 01.10.2020 года, уведомлением о прекращении трудового договора.

Оценив все доказательства в совокупности, суд считает их допустимыми, достоверными и достаточными, а потому считает, что вина ООО «Олимпиада» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, доказана.

Вместе с тем, в силу ст. 2.9 КРФ об АП, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оценка малозначительности деяния должна соотносится с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Из пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как установлено судьей, нарушение порядка подачи ООО «Олимпиада» уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора с гражданкой Республики Армения ФИО3, указанное в протоколе об административном правонарушении, имело место быть: заполнены несоответствующие поля уведомления. Своими действиями ООО «Олимпиада» существенно не нарушило охраняемые общественные правоотношения и его действия не повлекли наступления какие-либо негативных последствий. Несмотря на то, что в действиях ОООО «Олимпиада» формально и содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КРФ об АП, судья, учитывая, что Общество ранее к административной ответственности не привлекалось, характер совершенного правонарушения, общественную опасность совершенного деяния, учитывая, что эти действия сами по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства и не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, приходит к выводу, что совершенное ООО «Олимпиада» правонарушение является малозначительным.

Малозначительность административного правонарушения формулируется в КРФ об АП как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом обстоятельств рассматриваемого дела. Законодательных критериев малозначительности административного правонарушения не установлено. Правовым последствием применения положений указанной нормы является вынесение постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении и объявление устного замечания (ч. 1 ст. 29.9 КРФ об АП).

Руководствуясь ст.2.9 КРФ об АП, ст.ст. 29.9- 29.10 КРФ об АП, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу в отношении ООО «Олимпиада», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КРФ об АП, прекратить, за малозначительностью, ограничившись устным замечанием.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней через Ессентукский городской суд.

Судья В.В. Жукова