ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 270021-01-2020-000069-11 от 04.03.2020 Суда района имени Лазо (Хабаровский край)

дело № 5-22/2020

УИД № 27RS0021-01-2020-000069-11

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

п. Переяславка 04 марта 2020 года

Судья суда района имени Лазо Хабаровского края Горбачев А.В., с участием помощника прокурора района имени Лазо Хабаровского края ФИО1, должностного лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО2, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в отношении должностного лица – главы администрации Георгиевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

Прокурором района имени Лазо Хабаровского края возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы администрации Георгиевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края ФИО2 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, по факту неисполнения в установленный срок предписания Главного управления Министерства юстиции по Хабаровскому краю и ЕАО.

Помощник прокурора района имени Лазо Хабаровского края ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, настаивала на привлечении ФИО2 к административной ответственности, указав, что предписание Главного управления Министерства юстиции по Хабаровскому краю и ЕАО в установленный срок исполнено не было, полагал возможным изменение судом времени совершения правонарушения.

Глава администрации Георгиевского сельского поселения ФИО2 в судебном заседании факт неисполнения предписания должностного лица не отрицал, пояснил, что предписание администрацией получено 27.09.2019.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных нарушениях являются всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 33.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 № 4462-1 (в ред. от 03.07.2016), территориальный орган юстиции на основании информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействиях) лиц, указанных в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, проводит проверку в порядке, установленном федеральным органом юстиции, предметом которой является, в т.ч. соблюдение органами местного самоуправления требований настоящих основ при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия.

По результатам проведенной проверки территориальный орган юстиции вправе, в числе прочего, вынести должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований территориального органа юстиции при проведении проверки либо невыполнения предписания или представления территориального органа юстиции должностное лицо местного самоуправления несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающий правовые последствия для юридического лица. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем самостоятельно. Предписание по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению.

Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства.

Из материалов дела следует, что Главным управлением Министерства юстиции по Хабаровскому краю и ЕАО в период с 09.09.2019 по 26.09.2019 была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности администрацией Георгиевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края.

По результатам проверки Главным управлением Министерства юстиции по Хабаровскому краю и ЕАО вынесено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности от 26.09.2019 № 27/04-30/4840.

Предписание от 26.09.2019 направлено в адрес администрации посредством электронной почты 27.09.2019, получено администрацией Георгиевского сельского поселения также 27.09.2019, о чем свидетельствует штамп с отражением входящего номера.

Приказом Минюста России от 22.01.2016 № 13 утверждён Порядок проведения территориальными органами Минюста России проверки совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений или главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с пунктом 5.3 приведённого Порядка предписание, представление, рекомендации начальника территориального органа Минюста России незамедлительно направляются в соответствующий орган местного самоуправления.

Сведения о принятых мерах по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц направляются органом местного самоуправления в территориальный орган Минюста России не позднее двадцати рабочих дней со дня получения решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

Соответственно, администрация Георгиевского сельского поселения была обязана направить в Главное управление Министерства юстиции по Хабаровскому краю и ЕАО сведения о принятых мерах по устранению нарушений не позднее 25.10.2019 включительно.

В Главное управление Министерства юстиции по Хабаровскому краю и ЕАО поступила информация от Георгиевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 15.11.2019 № 1-43/457 о том, что Администрацией проведены работы по изготовлению сертификата и ключа электронной цифровой подписи, установке сертифицированного КриптоПро СSP и программы КриптоПро <данные изъяты> Однако возникающая ошибка препятствует доступу на портал Федеральной нотариальной палаты.

Согласно письму Нотариальной палаты Хабаровского края от 29.11.2019 № 1866 от администрации Георгиевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края об удостоверенных в 2018 году нотариальных действиях не поступали.

В связи с приведёнными обстоятельствами, прокурором сделан вывод о том, что предписание Главного управления Министерства юстиции по Хабаровскому краю и ЕАО от 26.09.2019 Георгиевским сельским поселением муниципального района имени Лазо Хабаровского края не исполнено по состоянию на 24.10.2019.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении главы администрации Георгиевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края ФИО2 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Судьей исследованы представленные материалы дела: постановление № 5 о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.01.2020; обращение Управления министерства юстиции по Хабаровскому краю и ЕАО от 05.12.2019; сведения Нотариальной палаты Хабаровского края от 25.08.2019; распоряжение Управления Министерства юстиции по Хабаровскому краю и ЕАО о проведении внеплановой документарной проверки от 02.09.2019 ; решение о согласовании проверки от 04.09.2018; уведомление о проведении внеплановой проверки; информация администрации Георгиевского сельского поселения от 20.09.2019 ; распоряжение о вступлении в должность главы Георгиевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края; постановление об избрании главы Георгиевского сельского поселения; предписание от 26.09.2019 ; отчет о получении электронного письма; информация о результатах проведения проверки от 01.10.2019; информация администрации Георгиевского сельского поселения муниципального района имени Лазо от 15.11.2019 № ; сведения Нотариальной палаты от 29.11.2019; предписание от 26.09.2019 с отражением штемпеля входящего номера.

Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, датой совершения вменяемого правонарушения является 24.10.2019.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Объективную сторону правонарушений по статье 19.5 КоАП РФ составляют действия (бездействие), выражающиеся в невыполнении в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль.

Под неисполнением в срок предписания понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения в целом.

Событие указанного административного правонарушения наступает по истечении срока, установленного для исполнения предписания соответствующего органа. Если данный срок определен конкретной датой, событие административного правонарушения наступает на следующий день после соответствующей даты.

В рассматриваемом случае срок исполнения предписания был установлен в течение 20 рабочих дней с момента получения предписания, которое получено администрацией 27.09.2019.

Вместе с тем, согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, датой вменяемого правонарушения является 24.10.2019, тогда как на указанную дату срок исполнения предписания не истёк, то есть событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, не наступило.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события или состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Георгиевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края ФИО2 на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо Хабаровского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись А.В. Горбачев

копия верна

Судья А.В. Горбачев