ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 270021-01-2023-001619-65 от 05.12.2023 Суда района имени Лазо (Хабаровский край)

№ 5-78/2023

УИД № 27RS0021-01-2023-001619-65

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

п. Переяславка 05.12.2023

Судья суда района имени Лазо Хабаровского края Абузяров А.В., с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетическая компания «Уссури» (далее – ООО «ТЭК «Уссури») ФИО1,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица – ООО «ТЭК «Уссури» (юридический адрес и место нахождения: Хабаровский край, район имени Лазо, <...> «а», ИНН <***>, КПП 71301001, ОГРН <***>),

УСТАНОВИЛ:

постановлением прокурора Ульчского района Хабаровского края от 13.09.2023 в отношении юридического лица – ООО «ТЭК «Уссури» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ.

Поводом и основанием для возбуждения дела явились следующие обстоятельства.

Прокуратурой Ульчского района Хабаровского края по обращению гражданина, поступившему из Генеральной прокуратуры Российской Федерации, проведена проверка соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере по факту систематических отключений электроснабжения в с. Сусанино Ульчского района.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «ТЭК «Уссури» является организацией, осуществляющей производство электроэнергии, передачу электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, распределение электроэнергии, торговлю электроэнергией, а также основными источниками жизнеобеспечения.

По договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом №17 от 05.12.2019 Администрация Ульчского муниципального района передала ООО «ТЭК «Уссури» во временное владение и пользование муниципальное имущество (счета учета электрической энергии, силовые трансформаторы, установку эл.генераторную, электрическую линию ВЛ-10, воздушные ЛЭП высокого и низкого напряжения (ВЛ 10 кВ и 0,4 кВ), трансформаторные подстанции, газопоршневую электростанцию) для обеспечения получателей (потребителей) Сусанинского сельского поселения Ульчского района услугами электроснабжения.

Пунктом 2.4.3 данного договора предусмотрено, что ООО «ТЭК «Уссури» обязано содержать имущество в надлежащем состоянии, эксплуатировать его в соответствии с назначением имущества, санитарными и техническими нормами и правилами, осуществлять за свой счет капитальный и текущий ремонт.

По итогам проверки в деятельности ООО «ТЭК «Уссури» выявлены нарушения законодательства в сфере технической эксплуатации электрических станций и сетей.

По мнению прокурора, вопреки требованиям федерального законодательства ООО «ТЭК «Уссури»: не организовано техническое освидетельствование объектов, подлежащих техническому освидетельствованию в соответствии с Правилами проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, утвержденными приказом Минэнерго России от 14.05.2019 № 465; не обеспечена в полной мере организация и проведение технического обслуживания и ремонта принадлежащих им ЛЭП, оборудования, устройств объектов электроэнергетики в соответствии с требованиями к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок в соответствии с Правилами организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденными приказом Минэнерго России от 25.10.2017 № 1013; не обеспечен в необходимом количестве аварийный запас оборудования объектов электроэнергетики, их запасных частей и материалов для устранения последствий аварий и технологических нарушений (отказов, неисправностей), возникающих в процессе эксплуатации объектов электроэнергетики; при эксплуатации ВЛ не проводятся в полной мере их техническое обслуживание и ремонт; не обеспечено содержание в исправном состоянии постоянных знаков, установленных на опорах (нанесенных на опоры) ВЛ, содержащих, в том числе обозначение диспетчерского наименования ВЛ (предупреждающие знаки, знаки, содержащие сведения об охранных зонах ВЛ).

Кроме этого, исходя из постановления прокурора, о нарушении правил эксплуатации электроустановок и объектов транспортировки энергоносителя свидетельствует ненадлежащее техническое состояние ВЛ-10 кВ. с. Анинские Минеральные Воды – с. Сусанино (износ 72 %), трансформаторных подстанций (износ 84 %), воздушных линий электропередач (износ 98 %).

Прокурор Ульчского района Хабаровского края, извещенный о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил.

Судья считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие прокурора Ульчского района Хабаровского края, поскольку его неявка не препятствует объективному рассмотрению дела по существу.

В судебном заседании представитель юридического лица – ООО «ТЭК «Уссури», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, указала, что если осмотр объектов электроснабжения, используемых ООО «ТЭК «Уссури», проводился, то без участия Общества. Эксплуатируемые объекты, оборудование, сети и иное переданное предприятию имущество используется Обществом с 2020 года. Для поддержания этого имущества в рабочем состоянии Обществом затрачено уже более 25000000 рублей.

По словам ФИО1, ООО «ТЭК «Уссури», принимая указанное имущество в эксплуатацию, согласилось с его ненадлежащим техническим состоянием.

По поводу того, что Обществом не организовано техническое освидетельствование объектов, подлежащих техническому освидетельствованию в соответствии со специальными Правилами, ФИО1 пояснить ничего не может.

В части не обеспечения Обществом в полной мере организации и проведения технического обслуживания и ремонта ЛЭП, оборудования, устройств объектов электроэнергетики, по словам ФИО1, на эксплуатируемых Обществом объектах электроэнергетики действительно имеются участки (места), где требуется проведение ремонта, в том числе капитального. Отдельное оборудование вовсе подлежит замене. К примеру, в с. Аннинские Минеральные Воды подлежит ремонту большая часть сетей, протяженность которых составляет 30 км. Однако денежных средств для этого не достаточно.

По вопросам не обеспечения в необходимом количестве аварийного запаса оборудования объектов электроэнергетики, их запасных частей и материалов для устранения последствий аварий и технологических нарушений и не проведения в полной мере технического обслуживания и ремонта ВЛ ФИО1 указала, что в основном оборудование, используемое ООО «ТЭК «Уссури», иностранного производства, дорогостоящее. В связи с введением определенных санкций в отношении Российской Федерации не всегда возможно приобрести необходимое оборудование, не везде имеются аналоги данного оборудования и его составных частей.

Относительно не обеспечения содержания в исправном состоянии постоянных знаков, установленных на опорах (нанесенных на опоры) ВЛ (предупреждающих знаков) ФИО1 пояснила, что, по словам руководства предприятия, знаки вроде бы находятся на месте, однако отсутствие указанных знаков возможно по причине неблагоприятной погоды в условиях северного района края.

Кроме этого, ФИО1 указала, что в случае, если суд признает Общество виновным в совершении данного правонарушения, то она просит при назначении наказания применить положения ст. 4.1.2 КоАП РФ, снизив его, поскольку ООО «ТЭК «Уссури» относится к малым предприятиям.

Выслушав представителя юридического лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Исходя из требований ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 2202-1) прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

ООО «ТЭК «Уссури» является юридическим лицом, основной деятельностью которого является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха, дополнительными видами деятельности – производство электроэнергии, передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным сетям, распределение электроэнергии, торговля электроэнергией и др.

05.12.2019 между Администрацией Ульчского муниципального района Хабаровского края в лице главы Ульчского муниципального района ФИО7 (Ссудодатель) и ООО «ТЭК «Уссури» (Ссудополучатель) в лице генерального директора ФИО2 заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 17. Перечень муниципального имущества, переданного ООО «ТЭК «Уссури» во временное владение и пользование, указан в Приложении № 1 к договору от 05.12.2019 № 17.

Согласно акту приема-передачи, являющемуся приложением к договору от 05.12.2019 №17, Ссудодатель передал, а Ссудополучатель принял во временное владение и пользование муниципальное имущество, перечисленное в Приложении № 1 к договору от 05.12.2019 № 17.

Из материалов дела следует, что 13.09.2023 прокурором Ульчского района Хабаровского края в отношении юридического лица – ООО «ТЭК «Уссури» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.1 КоАП РФ.

Согласно решению прокурора Ульчского района Хабаровского края от 23.08.2023 № 65 прокурором инициировано проведение в отношении ООО «ТЭК «Уссури» проверочных мероприятий соблюдения требований федерального законодательства в жилищно-коммунальной сфере.

По информации Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 01.09.2023 следует, что причиной частых отключений от электроэнергии потребителей, проживающих в <...>, является несоблюдение ООО «ТЭК «Уссури» требований федерального законодательства в рассматриваемой сфере.

Вопреки требованиям п. 8 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации и о внесении изменений в приказы Минэнерго России от 13.09.2018 № 757, от 12.07.2018 № 548, утвержденных приказом Минэнерго России от 04.10.2022 № 1070, владельцем объекта электроэнергетики – ООО «ТЭК «Уссури» не организовано техническое освидетельствование объектов, подлежащих техническому освидетельствованию, в соответствии с Правилами проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, утвержденными приказом Минэнерго России от 14.05.2019 № 465 (далее – ПТЭЭСС).

В нарушение п. 29 ПТЭЭСС владельцем объектов электроэнергетики – ООО «ТЭК «Уссури» не обеспечены в должной мере организация и проведение технического обслуживания и ремонта принадлежащих ему ЛЭП, оборудования, устройств объектов электроэнергетики в соответствии с требованиями к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, установленными Правилами организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденными приказом Минэнерго России от 25.10.2017 № 1013.

Вопреки требованиям п. 30 ПТЭЭСС владельцем объектов электроэнергетики – ООО «ТЭК «Уссури» не обеспечен аварийный запас оборудования объектов электроэнергетики, их запасных частей и материалов для устранения последствий аварий и технологических нарушений (отказов, неисправностей), возникающих в процессе эксплуатации объектов электроэнергетики.

В нарушение п. 538 ПТЭЭСС при эксплуатации ВЛ ООО «ТЭК «Уссури» не проводятся в полной мере их техническое обслуживание и ремонт.

Вопреки требованиям п. 548 ПТЭЭСС владельцем ВЛ – ООО «ТЭК «Уссури» не обеспечено содержание в исправном состоянии постоянных знаков, установленных на опорах (нанесенных на опоры) ВЛ, содержащих, в том числе обозначение диспетчерского наименования ВЛ, предупреждающих знаков, знаков, содержащих сведения об охранных зонах ВЛ.

В результате допущенных ООО «ТЭК «Уссури» нарушений и неисполнения требований действующего законодательства в жилищно-коммунальной сфере на сегодняшний день объекты электроэнергетики, эксплуатируемые названным Обществом, находятся в ненадлежащем состоянии: неудовлетворительное состояние (износ 72%) ВЛ-10 кВ с. Анинские Минеральные Воды – с. Сусанино (необходима замена порядка 60 % опор ВЛ-10 кВ, перетяжка проводов, расчистка просеки ВЛ-10 кВ); неудовлетворительное состояние трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ (износ 84 %), действующих в электросетях с. Сусанино и с.Анинские Минеральные Воды – необходима замена (для отработавших в срок эксплуатации), проведение ремонтов с заменой неисправных коммутационных аппаратов, устройств защиты от перегрузок, токов короткого замыкания, ограничителей перенапряжений, заземляющих устройств и конструктивных элементов); неудовлетворительное состояние воздушных линий (износ 98 %), обеспечивающих транспортировку электроэнергии к потребителям, расположенным в с.Сусанино; неудовлетворительное состояние электрогенерирующего оборудования электростанции из-за износа и несвоевременного, качественного выполнения ремонтов и технического обслуживания; выполнение регламентных и ремонтных работ, устранение причин аварийных отключений, которые невозможно проводить без отключения электроснабжения, так как передача электроэнергии от электростанции в с.Сусанино производится по единственной ВЛ-10 кВ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «ТЭК «Уссури» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении вмененные Обществу нарушения подтвердились представленными материалами, а также пояснениями представителя ООО «ТЭК «Уссури», по словам которого Общество, принимая объекты электроэнергетики, сети и оборудование в эксплуатацию, согласилось с его техническим состоянием. На эксплуатируемых Обществом объектах электроэнергетики действительно имеются участки (места), где требуется проведение ремонта, в том числе капитального. Отдельное оборудование вовсе подлежит замене (в с. Аннинские Минеральные Воды подлежит ремонту большая часть сетей, протяженность которых составляет 30 км). Однако денежных средств для этого не достаточно. Обеспечить в необходимом количестве аварийный запас оборудования объектов электроэнергетики, их запасных частей и материалов для устранения последствий аварий и технологических нарушений, а также проводить в полной мере техническое обслуживание и ремонт ВЛ получается не всегда, так как в основном оборудование, используемое ООО «ТЭК «Уссури», иностранного производства, дорогостоящее. В связи с введением санкций в отношении Российской Федерации не всегда возможно приобрести необходимое оборудование, не везде имеются аналоги данного оборудования и его составных частей. Отсутствие постоянных знаков, установленных на опорах (нанесенных на опоры) ВЛ (предупреждающих знаков) возможно связано с неблагоприятной погодой в условиях северного района края.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Приказом Минэнерго России от 04.10.2022 № 1070 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации и о внесении изменений в приказы Минэнерго России от 13.09.2018 №757, от 12.07.2018 № 548» утверждены правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации.

Названные Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации устанавливают требования к эксплуатации объектов по производству электрической энергии и объектов электросетевого хозяйства, функционирующих в составе Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, в части обеспечения надежности функционирования указанных электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и возможности их использования по функциональному назначению в составе указанных электроэнергетических систем.

Пунктом 8 названных Правил предусмотрено, что владельцем объекта электроэнергетики должно быть организовано техническое освидетельствование объектов, подлежащих техническому освидетельствованию, в соответствии с Правилами проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, утвержденными приказом Минэнерго России от 14.05.2019 № 465.

Согласно п. 29 упомянутых Правил владельцами объектов электроэнергетики должны быть обеспечены: организация и проведение технического обслуживания и ремонта принадлежащих им ЛЭП, оборудования, устройств объектов электроэнергетики в соответствии с требованиями к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок «Правилами организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики», утвержденными приказом Минэнерго России от 25.10.2017 № 1013.

Владельцы объектов электроэнергетики должны создавать аварийный запас оборудования объектов электроэнергетики, их запасных частей и материалов для устранения последствий аварий и технологических нарушений (отказов, неисправностей), возникающих в процессе эксплуатации объектов электроэнергетики (п. 30 ПТЭЭСС).

В соответствии с п. 538 ПТЭЭСС при эксплуатации ВЛ должны проводиться их техническое обслуживание и ремонт. При техническом обслуживании ВЛ должен проводиться комплекс работ, включающий в себя работы по выявлению дефектов и отклонений от нормативов путем осмотров, профилактических проверок, измерений, работы по предохранению ВЛ и ее элементов от преждевременного износа и повреждений. При ремонте ВЛ должны выполняться работы по восстановлению исправности и работоспособности ВЛ и их элементов путем ремонта или замены новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики ВЛ.

При планово-предупредительном ремонте ВЛ капитальный ремонт ВЛ на металлических и (или) железобетонных опорах должен проводиться не реже 1 раза в 12 лет, на ВЛ с деревянными опорами не реже 1 раза в 6 лет. При ремонте ВЛ по техническому состоянию сроки проведения работ должны определяться владельцем объекта электроэнергетики.

Для ВЛ, отдельные участки которых находятся в собственности двух и более организаций, должны быть оформлены границы эксплуатационной ответственности. Плановый ремонт ВЛ с совместной подвеской проводов должен проводиться в сроки, согласованные с собственниками или иными законными владельцами ВЛ или участков ВЛ. В аварийных случаях ремонтные работы на таких ВЛ должны проводиться с предварительным (до начала работ) уведомлением другого владельца ВЛ.

Согласно п. 548 ПТЭЭСС владелец ВЛ, в числе прочего, обязан содержать в исправном состоянии постоянные знаки, установленные на опорах (нанесенные на опоры) ВЛ, содержащие в том числе обозначение диспетчерского наименования ВЛ, предупреждающие знаки, знаки, содержащие сведения об охранных зонах ВЛ.

Факт допущенных нарушений подтверждается: решением о проведении поверки; договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом №17 от 05.12.2019; перечнем муниципального имущества; актом приема-передачи муниципального имущества; актом технического осмотра имущества; справкой № 372/8152; выпиской из ЕГРЮЛ и другими материалами.

Данные доказательства отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении, и оценены судьей при рассмотрении дела с учетом требований ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая установленные обстоятельства дела, прихожу к выводу о том, что в действиях (бездействии) юридического лица – ООО «ТЭК «Уссури» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ.

Вина ООО «ТЭК «Уссури» в совершении данного административного правонарушения нашла свое полное подтверждение.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Данные о том, что ООО «ТЭК «Уссури» приняло все меры по выполнению законных требований федерального законодательства в жилищно-коммунальной сфере, материалы дела не содержат, суду не представлены.

Санкция ст. 9.11 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Оценивая размер подлежащего применению к юридическому лицу административного наказания, судья учитывает следующее.

В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Оснований для освобождения юридического лица – ООО «ТЭК «Уссури» от административной ответственности не усматривается.

Вместе с тем, согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «ТЭК «Уссури» с 10.11.2018 по 10.07.2023 включено в указанный Реестр как субъект категории – микропредприятие, с 10.07.2023 включено в указанный Реестр как субъект категории – малое предприятие.

В связи с этим, учитывая статус юридического лица, на основании ч. 1 ст.4.1.2 КоАП РФ, улучшающей правовое положение лица (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ), характер допущенных нарушений, учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, являющегося действующим предприятием, социальную значимость выявленных в деятельности юридического лица нарушений, при отсутствии смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, с целью предотвращения новых правонарушений, прихожу к выводу, что ООО «ТЭК «Уссури» необходимо назначить наказание в пределах санкции ст. 9.11 КоАП РФ для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.1, 4.1.2, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

признать общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетическая компания «Уссури» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Оплату штрафа произвести в течение 60 дней на следующие реквизиты: получатель: УФК по Хабаровскому краю (<данные изъяты>.

Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный названным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо Хабаровского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.В. Абузяров