ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 300008-01-2020-000662-10Д от 22.06.2020 Икрянинского районного суда (Астраханская область)

УИД № 30RS0008-01-2020-000662-10 дело № 5-193/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

22 июня 2020 года с. Икряное Астраханской области

Икрянинский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Александровой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кульковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по части 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, <дата изъята> года рождения, уроженца <адрес>, официально не трудоустроенного, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: <адрес>,

у с т а н о в и л :

30.03.2020 года в 13 часов 23 минуты в сообществе «Жесть Астрахани» социальной сети интернет в «В контакте» пользователь «ФИО1» посредством своего личного мобильного телефона опубликовал комментарий, в котором содержится утверждение об отсутствии коронавируса, заведомо недостоверной общественно-значимой информации под видом достоверной информации. В момент размещения данной информации он находился по месту регистрации. Страница «ФИО1» находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, то есть в сообществе «Жесть Астрахани», которая насчитывает более 190000 подписчиков. Таким образом ФИО1 мог создать угрозу массового нарушения порядка.

В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения признал, в содеянном раскаялся, указал, что ему достоверно было известно о введённых на территории г. Астрахани и Астраханской области ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)"

Оперуполномоченный ЦПЭ ФИО2 в судебном заседании пояснил, в ходе проведенного мониторинга установлен факт размещения в сети интернет в группе «Жесть Астрахани», которая насчитывает более 19000 подписчиков <данные изъяты> социальной сети «Вконтакте» сообщения, в котором указывается, что короновирус является прикрытием для внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, а также обосновывает нецелесообразность карантинных мероприятий. В ходе проверки аккаунта её пользователем оказался ФИО1, данное сообщение было просмотрено более 50 пользователями и прокомментировано.

Исследовав материалы дела, и заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. (ч. 6 ст. 10 Закона N 149-ФЗ).

На территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Закона N 149-ФЗ).

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Закона N 149-ФЗ).

В соответствии с частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Объектом данного правонарушения являются отношения по поводу реализации свободы слова и массовой информации.

Конституция РФ кроме гарантий свободы слова и массовой информации, предусматривает ограничение каждого обладателя прав и свобод воздерживаться при их осуществлении от нарушения прав и свобод других лиц (ст. 17).

Непосредственным объектом правонарушения являются установленные федеральными законами запреты совершать определенные действия.

Объективная сторона правонарушения выражается в распространении в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Судом установлено, что в связи с угрозой распространения на территории Астраханской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), губернатор ФИО3 своими распоряжениями (распоряжение от 17.03.2020 №159-р «О введении режима повышенной готовности на территории Астраханской области», распоряжение № 189-р от 30.03.2020 года с внесеными изменения в распоряжение Губернатора Астраханской области от 17.03.2020г. № 159-р) ввел режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с 18.03.2020.

В средствах массовой информации доведено до населения г.Астрахани и Астраханской области о режиме повышенной готовности с 18 марта 2020 года, разъяснен порядок действий для жителей региона, вернувшимся с территорий с «плохой» коронавирусной ситуацией. А также сообщалось о случаях заражения коронавирусной инфекцией. Саму ситуацию комментировал в СМИ губернатор Астраханской области ФИО3

Несмотря на все перечисленное, ФИО1 зарегистрированный в социальной сети интернет « Вконтанкте» под именем «ФИО1» разместил для неограниченного круга лиц в сообществе «Жесть Астрахани» комментарий, являющийся фейковой информацией.

Как следует из позиции, опубликованной в обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года действия физического лица могут содержать признаки уголовно наказуемого деяния и квалифицироваться по статье 207.1 УК РФ в случаях, когда они состоят в публичном распространении под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, в том числе об обстоятельствах распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, и (или) о принимаемых в связи с этим мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, и такое распространение заведомо ложной информации с учетом условий, в которых оно осуществляется, цели и мотивов совершаемых действий (например, для того, чтобы спровоцировать панику среди населения, нарушения правопорядка), представляет реальную общественную опасность и причиняет вред охраняемым уголовным законом отношениям в сфере обеспечения общественной безопасности. При этом публичный характер распространения заведомо ложной информации может проявляться не только в использовании для этого средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, но и в распространении такой информации путем выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т.п.

Указанные действия ФИО1 могли спровоцировать реальную общественную опасность в виде угрозы массового нарушения общественного порядка, помех функционированию социальной инфраструктуры, поскольку сообщество «Жесть Астрахани» насчитывает более 19000 подписчиков, указанный комментарий был прокомментирован пользователями группы, указанные обстоятельства не оспаривались ФИО1 в ходе рассмотрения дела.

Данный комментарий был опубликован в публичной странице в сети интернет в «В контакте» vk.com\public124380975 в сообществе «Жесть Астрахани», размещенный ФИО1 стал доступен неопределенному кругу пользователей, а также сотрудникам полиции, которые выявили данное правонарушение, в результате мониторинга сети Интернет.

Вина ФИО1 подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении АА <номер изъят> от 19.06.2020 года; рапортом начальника БСТМ УМВД России по Астраханской области ФИО4 от 31.03.2020 года, справкой о проводимых мероприятиях по документированию правонарушения пользователя социальной сели «ВКонтакте» под именем «ФИО1», определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, справка ИБД, объяснением ФИО1 от 20.04.2020г., скрином.

Вышеуказанные доказательства, суд считает допустимыми, согласующимися между собой и добытыми в соответствии с требованиями административного законодательства, а их совокупность свидетельствующей о совершении ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, именно в распространении в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу общественной безопасности, помех функционированию социальной инфраструктуры, при этом действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния.

С учетом изложенного суд считает, что вина ФИО1 нашла свое подтверждение в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно в распространении в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу массового нарушения общественного порядка, при этом действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

Смягчающим обстоятельством является раскаяние в содеянном.

Отягчающих обстоятельств мировым судьей не установлено.

Срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истёк.

С учётом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень опасности конкретного деяния, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания данного правонарушения малозначительным.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При решении вопроса о назначении виновному административного наказания конкретного вида и размера необходимо иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

С учетом изложенного, судья приходит к выводу о необходимости назначения наказания в виде штрафа.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 13.15 ч. 9, 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л :

ФИО1, <дата изъята> года рождения признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Административный штраф должен быть уплачен по реквизитам:

Банк ГРЦКЦ ГУ Банка России по Астраханской области, ИНН <***>, КПП 301501001, ОКТМО 12620420, Лицевой счет №<***>, БИК №041203001, Расчетный счет №<***>, КБК №18811601131019000140, УИН <номер изъят>.

Разъяснить, что в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, вынесший постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней со дня получения копии постановления через районный суд, вынесший постановление.

Судья Е.В. Александрова