ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 330008-01-2020-003260-95 от 11.11.2020 Гусь-хрустального городского суда (Владимирская область)

Дело №5-580/2020

УИД №33RS0008-01-2020-003260-95

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 ноября 2020 года г. Гусь-Хрустальный

Судья Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области Фролкина О.С., с участием помощника Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Булгаковой Е.А., главы администрации МО пос. Анопино (сельское поселение) Курышова М.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении

Курышова Михаила Алексеевича,

установил:

постановлением заместителя Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Бурцева Е.П. от 12 октября 2020 года в отношении должностного лица - главы администрации МО пос. Анопино (сельское поселение) Курышова М.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ по тем основаниям, что в ходе проведенной Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой проверки соблюдения должностными лицами администрации МО пос. Анопино (сельское поселение), МКУ «Центральная бухгалтерия МО пос. Анопино» бюджетного законодательства в части соблюдения порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов выявлены нарушения получателем средств бюджета - администрацией МО пос. Анопино (сельское поселение), которой предоставлены межбюджетные трансферы, условий их предоставления (расходования), а именно главой администрации не обеспечено целевое и эффективное использование средств (иных межбюджетных трансфертов), предоставленных администрацией МО Гусь-Хрустальный район бюджету МО пос. Анопино, на сумму 56572 рубля 41 копейка.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Курышов М.А. с протоколом согласился, вину признал. Суду показал, что действительно в рамка заключенного в 2015 году договора с АО «Газпром газораспределение Владимир» на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования, газопроводов и сооружений на них, который ежегодно продлевается путем заключения дополнительных соглашений, в 2018 году администрацией МО пос. Анопино в адрес АО «Газпром газораспределение Владимир» были перечислено 56572 рубля 41 копейка, при этом за оказанные услуги надлежало оплатить 52509 рублей 91 копейку. Однако переплата в размере 4219 рублей 99 копеек была возвращена в бюджет МО Гусь-Хрустальный район в 2018 году. До этого указанные денежные средства находились на счете администрацией МО пос. Анопино, на другие цели не использовались и не расходовались. Таким образом, не отрицая допущенное нарушение, полагал, что данное обстоятельство не причинило ущерба как бюджету администрации МО Гусь-Хрустального района, так и бюджету администрации МО пос. Анопино. В связи с чем просил признать допущенное правонарушение малозначительным и ограничиться предупреждением либо назначить минимальное наказание.

Помощник Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Булгакова Е.А. в судебном заседании настаивала на привлечении должностного лица к административной ответственности, указав при этом, что на основании проведенной проверки заместителем Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Бурцевым Е.П. вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении главы администрации Курышова М.А. Вина последнего материалами дела доказана. Отметила, что по окончанию финансового года между администрацией МО пос. Анопино и АО «Газпром газораспределение Владимир» должна была быть проведена сверка взаимных расчетов за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, и ничто не мешало администрацией МО пос. Анопино вернуть оставшиеся денежные средства в бюджет администрации МО Гусь-Хрустального района. Полагала, что указанными действиями был нанес ущерб интересам государства, в связи с чем признать допущенное правонарушение малозначительным невозможно.

Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, помощника Гусь-Хрустального межрайонного прокурора, изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В силу положений ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с п.1 ст.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга.

Согласно ст.6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов.

Исходя из ч.2 ст.9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных районов помимо полномочий, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, относятся установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений.

Согласно ст.32 БК РФ принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

В соответствии со ст.34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Как следует из ст.37 БК РФ принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Согласно абз.1 ст.142 БК РФ межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме: дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений; дотаций из бюджетов городских округов с внутригородским делением на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов; субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений в случаях, установленных статьями 133 и 140 настоящего Кодекса; субвенций из бюджетов городских округов с внутригородским делением бюджетам внутригородских районов в случаях, установленных статьями 133 и 140 настоящего Кодекса; субсидий бюджетам муниципальных образований; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в случаях, установленных статьей 142.2 настоящего Кодекса; иных межбюджетных трансфертов.

В соответствии с абз.2 ст.142 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений (за исключением межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) предоставляются при соблюдении органами местного самоуправления городских, сельских поселений условий, установленных правилами предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений.

Как следует из ст.142.4 БК РФ в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации, бюджетам городских, сельских поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.

Согласно п.1 ст.242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с требованиями настоящей статьи.

Исходя из п.5 ст.242 БК РФ не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Из постановления заместителя Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Бурцева Е.П. от 12 октября 2020 года усматривается, что в ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой, установлено, что распоряжением администрации МО Гусь-Хрустальный район от 10.12.2019 №208-р утвержден План проведения контрольных мероприятий органом внутреннего муниципального финансового контроля. 10.08.2020 главой администрации МО Гусь-Хрустальный район выдано удостоверение №10 на проведение контрольного мероприятия в администрации МО пос. Анопино (сельское поселение). Проверка проведена за период 2017-2019 годы. Проверка начата 10.08.2020, окончена 10.09.2020. В ходе проверки Контрольно-ревизионным отделом администрации МО Гусь-Хрустальный район установлено, что администрацией МО пос. Анопино (сельское поселение) допущено неэффективное использование бюджетных средств (иных межбюджетных трансфертов) в размере 4219 рублей 99 копеек, которые надлежало вернуть в бюджет МО Гусь-Хрустальный район в срок до 30.01.2019 (возвращены не были), что является нарушением п.3.1.3 Соглашения о передаче осуществления части полномочий №9 от 30.11.2018, заключенного между администрацией МО Гусь-Хрустальный район и администрацией МО пос. Анопино (сельское поселение), и п.5 ст.242 БК РФ.

Согласно ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как указано заместителем Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Бурцевым Е.П. в постановлении от 12 октября 2020 года, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Курышова М.А. дела об административном правонарушении, имели место 30.01.2019.

Частью 1 ст.4.5 КоАП РФ предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Федеральным законом от 26.07.2019 №220-ФЗ, вступившим в силу 26.07.2019, в ч.3 ст.4.5 КоАП РФ внесены изменения, согласно которым если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, - со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения.

Ранее ч.3 ст.4.5 КоАП РФ действовала в следующей редакции: «за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения».

При этом положения ч.3 ст.4.5 КоАП РФ не ставили разрешение вопроса об определении срока давности привлечения к ответственности в зависимость от того, что частью 1 настоящей статьи предусмотрен более длительный срок давности, а прямо и однозначно указывали, что за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

Положения ч.3 ст.4.5 КоАП РФ являлись специальными по отношению к ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения, применение нового возможно к лицу лишь в том случае, если после совершения административного правонарушения вступил в силу Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.

Правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, не может быть признано длящимся, поскольку не представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных законом обязанностей. В данном случае происходит однократное действие, выражающееся в нарушении условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Анализ приведенного правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ до 26.07.2019, в соответствии со специальной нормой, содержащейся в ч.3 ст.4.5 КоАП РФ, составляет один год.

Ввиду того, что Курышов М.А. является должностным лицом, к нему может быть применена санкция в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Как следует из постановления заместителя Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Бурцева Е.П. от 12 октября 2020 года правонарушение совершено 30.01.2019 – дата невозврата администрацией МО пос. Анопино (сельское поселение) неиспользованных бюджетных средств (иных межбюджетных трансфертов) в доход бюджета администрации МО Гусь-Хрустальный район, таким образом Курышов М.А. мог быть привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ до 30.01.2020.

Согласно п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах судья считает, что производство по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации МО пос. Анопино (сельское поселение) Курышова М.А. по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ подлежит прекращению на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь ст.29.5-29.7, п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10-29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - главы администрации МО пос. Анопино (сельское поселение) Курышова Михаила Алексеевича - по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Постановление может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в течение 10 суток со дня со дня вручения или получения копии постановления.

Судья О.С. Фролкина

Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 ноября 2020 года.