Калининградский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Калининградский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 4-Аг-374/2012
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 августа 2012 г. г.Калининград
И.о. заместителя председателя Калининградского областного суда Костиков С.И., рассмотрев жалобу главы администрации Советского городского округа Луценко В.Е. на постановление руководителя (директора) Службы по экологическому контролю и надзору Калининградской области от 16 января 2012 года, решение судьи Советского городского суда Калининградской области от 5 апреля 2012 года и решение судьи Калининградского областного суда от 31 мая 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя (директора) Службы по экологическому контролю и надзору Калининградской области от 16 января 2012 года, оставленным без изменения решением судьи Советского городского суда Калининградской области от 5 апреля 2012 года и решением судьи Калининградского областного суда от 31 мая 2012 года, главе администрации Советского городского округа Луценко В.Е. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, выразившегося в том, что при осуществлении своих должностных обязанностей он не обеспечил должным образом соблюдение требований законодательства об отходах производства и потребления:
- на отходы II класса опасности «аккумуляторы свинцовые отработанные, с неслитым электролитом», III класса опасности «масла моторные отработанные», IV класса опасности «покрышки с тканевым кордом отработанные», IV класса опасности «мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» администрацией Советского городского округа не составлен паспорт отходов в нарушение п. 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), постановления Правительства РФ № 818 от 26 октября 2000 года «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», приказа Министерства природных ресурсов РФ № 785 от 2 декабря 2002 года;
- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение администрацией Советского городского округа не разработан в нарушение п. 3 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ;
- отчет по форме № 2-ТП (отходы) за 2010 год территориальному органу Росприроднадзора администрацией Советского городского округа не предоставлен в нарушение. 2 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ и приказа Федеральной службы государственной статистики № 17 от 28 января 2011 года «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»;
- учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов администрацией Советского городского округа не ведется в нарушение п. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ;
в администрации Советского городского округа отсутствуют назначенные лица, допущенные к работе с отходами I-IV класса опасности и имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную соответствующими свидетельствами (сертификатами), в нарушение п. 1 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ.
В жалобе на постановление по делу об административном правонарушении и состоявшиеся судебные решения глава администрации Советского городского округа Луценко В.Е. просит их отменить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения при том, что администрация Советского городского округа не осуществляет деятельность по обращению с отходами, в том числе путем их накопления, и полномочия по сбору, накоплению и вывозу бытовых отходов возложены администрацией городского округа на муниципальное бюджетное учреждение «С.», с которым заключен договор на вывоз бытовых отходов.
Проверив законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушения и состоявшихся судебных решений по жалобам на указанное постановление, нахожу их подлежащими отмене в связи со следующими обстоятельствами.
Статьей 8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ) установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ). Аналогичное положение закреплено в п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Из приведенных правовых норм следует, что администрация городского округа как юридическое лицо может выступать субъектом деятельности по обращению с отходами и одновременно является органом местного самоуправления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования.
Как следует из материалов дела, глава администрации Советского городского округа Луценко В.Е. привлечен к административной ответственности за ненадлежащую организацию работы администрации городского округа не в качестве органа местного самоуправления, а как юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы потребления.
Однако вышеперечисленные действия администрации Советского городского округа, в том числе по замене отработанных аккумуляторов, масла моторного и покрышек, образовавшихся от эксплуатации автомобильного транспорта администрации, не могут расцениваться как деятельность в сфере обращения с отходами в виде их накопления.
В первоначальной редакции ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ под обращением с отходами понималась деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Федеральным законом № 309-ФЗ от 30 декабря 2008 года «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон № 89-ФЗ были внесены изменения и дополнения, касающиеся, в частности, самого определения «обращение с отходами» и видов такой деятельности.
В ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ (в редакции Федерального закона № 309-ФЗ от 30 декабря 2008 года) образование отходов как стадия обращения с отходами отсутствует, вместе с тем введено понятие «накопление отходов», под которым понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Законом № 309-ФЗ также внесены изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которым лицензированию не подлежит деятельность по накоплению отходов I - IV класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности.
Таким образом, само по себе образование отходов не является самостоятельной стадией обращения с отходами и под обращением с отходами следует понимать только деятельность по накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, при этом названные виды деятельности (за исключением накопления отходов) вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию).
Вместе с тем, как указывал представитель главы администрации Советского городского округа в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, обслуживание служебного автотранспорта осуществляется в специализированных сервисных организациях на основании заключенных договоров, при этом не подлежащие дальнейшему использованию аккумуляторы, масла моторные и покрышки становятся отходами после их замены и остаются в автосервисных организациях, которые и осуществляют накопление и дальнейшие операции с соответствующими отходами.
Эти утверждения не опровергнуты административным органом и, кроме того, подобные действия по обслуживанию автомобилей соответствуют обычаям делового оборота и не противоречат закону.
С учетом изложенного в действиях администрации городского округа по замене отработанных аккумуляторов, автомобильных масел и покрышек не усматриваются признаки накопления отходов потребления, в связи с чем отсутствие у администрации городского округа паспорта на эти отходы не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Также из материалов дела и текста постановления по делу об административном правонарушении следует, что бытовой мусор, образовавшийся от деятельности администрации, накапливается в двух контейнерах, установленных на контейнерной площадке по .
Эксплуатация контейнеров осуществляется специализированной организацией - МБУ «С.», предметом деятельности которого согласно уставу от 13 апреля 2009 года является сбор, удаление, обезвреживание, размещение бытовых отходов, в том числе хозяйственно-бытовых отходов из жилых и общественных зданий.
Вывоз и дальнейшие операции с накопленными в этих контейнерах отходами осуществляет МБУ «С.» в соответствии с лицензией от 12 февраля 2010 года на осуществление сбора, накопления и других видов деятельности по обращению с отходами и на основании заключенных между ним и администрацией Советского городского округа договоров на оказание услуг по вывозу отходов от 1 июня 2009 года и от 1 ноября 2011 года.
Таким образом, от деятельности администрации городского округа образуются бытовые отходы, накопление которых осуществляет иное юридическое лицо - МБУ «С.», в связи с чем отсутствие у администрации Советского городского округа в 2011 году паспорта отходов - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Кроме того, до возбуждения настоящего дела об административном правонарушении и до его рассмотрения главой администрации Советского городского округа утвержден 6 мая 2011 года паспорт названных опасных отходов, который согласован с территориальным Управлением Росприроднадзора 14 июля 2011 года.
Ссылки административного органа в постановлении по делу об административном правонарушении, с которыми согласились судебные инстанции, на то, что факт осуществления администрацией Советского городского округа обращения с отходами путем их накопления доказан расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 и 3 кварталы 2011 года, являются необоснованными.
Из расчетов суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду и прилагаемых к ним документов видно, что администрация городского округа в добровольном порядке вносила плату, в частности, за выбросы от передвижных объектов и сбросы загрязняющих веществ, а также за размещение отходов, при этом само по себе ошибочное использование в прилагаемых к расчетам справках об объемах образовавшихся отходов терминов «размещение отходов» и (или) «накопление отходов» не может быть признано бесспорным доказательством осуществления администрацией Советского городского округа деятельности по обращению с отходами путем их накопления и размещения.
С учетом вышеприведенного понятия «накопление отходов» то обстоятельство, что в администрации Советского городского округа не имеется проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не ведется учет образовавшихся и переданных другим лицам отходов, не представлен отчет по форме № 2-ТП за 2010 год, а также отсутствуют лица, допущенные к работе с отходами I-IV класса опасности, не свидетельствует о непосредственном осуществлении названным юридическим лицом деятельности по обращению с отходами и, соответственно, о наличии объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В целом отсутствие документов, предусмотренных п. 3 ст. 14, п. 3 ст. 18, п. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», у юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I- IV класса опасности и которые непосредственно не осуществляют деятельность по обращению с отходами, может при определенных условиях свидетельствовать о наличии признаков иного правонарушения, в том числе в случае неисполнения предписания уполномоченного органа.
Принимая во внимание, что в вину главе администрации Советского городского округа не вменяется совершение иных действий (бездействия), а администрация Советского городского округа при вышеуказанных фактических обстоятельствах не может быть признана субъектом деятельности по накоплению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и нормативными правовыми актами в данной сфере, постановление по делу об административном правонарушении и состоявшиеся судебные решения подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению за отсутствием в действиях главы администрации Советского городского округа Луценко В.Е. состава правонарушения.
Руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.17, ст.ст. 30.18, 30.19 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление руководителя (директора) Службы по экологическому контролю и надзору Калининградской области от 16 января 2012 года, решение судьи Советского городского суда Калининградской области от 5 апреля 2012 года и решение судьи Калининградского областного суда от 31 мая 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении главы администрации Советского городского округа Луценко В.Е. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
И.о. заместителя председателя
Калининградского областного суда С.И. Костиков