Дело № 4-7-345/15
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 июля 2015 года город Благовещенск
Заместитель председателя Амурского областного суда Белоусов П.В., рассмотрев жалобу защитника юридического лица ГАУЗ АО «Белогорская больница» Дружининой В.П. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 1 от 8 декабря 2014 года, решение судьи Белогорского городского суда Амурской области от 29 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица государственного автономного учреждения здравоохранения Амурской области (ГАУЗ АО) «Белогорская больница»
УСТАНОВИЛ:
На основании распоряжения начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Амурской области от 6 октября 2014 года № главным специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в период с 9 по 24 октября 2014 года была осуществлена внеплановая выездная проверка исполнения ГАУЗ АО «Белогорская больница» требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, МЧС России и Амурской области по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
В ходе проверки было выявлено, что юридическое лицо ГАУЗ АО «Белогорская больница» не выполняет свои обязанности в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций согласно статье 14 Федерального закона от 12 декабря 2014 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Главным специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основании протокола № об административном правонарушении от 24 октября 2014 года в отношении юридического лица ГАУЗ АО «Белогорская больница» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Главным специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 24 октября 2014 года дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ГАУЗ АО «Белогорская больница» направлено мировому судье Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 1 для рассмотрения.
Постановлением мирового судьи Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 1 от 8 декабря 2014 года юридическое лицо ГАУЗ АО «Белогорская больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Решением судьи Белогорского городского суда Амурской области от 29 апреля 2015 года постановление мирового судьи Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 1 от 8 декабря 2014 года оставлено без изменения.
В порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитник юридического лица ГАУЗ АО «Белогорская больница» Дружинина В.П. обратилась в Амурский областной суд с жалобой, в которой просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Согласно жалобе, проверка, проведенная дополнительно в рамках внеплановой проверки (в то же время, тем же лицом) проведена в грубым нарушением требований закона: не включена в план ежегодных проверок.
Мировым судьёй неправомерно в качестве доказательства виновности юридического лица ГАУЗ АО «Белогорская больница» принят акт незаконной проверки.
Постановлением мирового судьи Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 1 от 23 мая 2014 года юридическое лицо ГАУЗ АО «Белогорская больница» уже привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, таким образом, постановлением мирового судьи Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 1 от 8 декабря 2014 года юридическое лицо привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторно, что недопустимо согласно действующему законодательству.
Для проверки изложенных в жалобе доводов у мирового судьи Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 1 истребовано также дело № в отношении ГАУЗ АО «Белогорская больница» по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотренное 23 мая 2014 года.
Изучив материалы дел, а так же доводы, изложенные жалобе, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно пункту «в» статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
В силу пункта «ж» этой же правовой нормы организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в целях совершенствования подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года № 547 утверждено Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктами 4 и 5 указанного Положения установлено, что подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках; для руководителей органов государственной власти - получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации;
Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.
Пунктами 8-10 Положения регламентирован порядок проведения учений, в том числе, в лечебно-профилактических учреждениях.
Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, согласно пункту 20 которого для ликвидации чрезвычайных ситуаций предусмотрено создание, использование и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов.
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства от 10 ноября 1996 года № 1340 утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на основании пункта 3 которого для ликвидации чрезвычайных ситуаций решением администраций предприятий, учреждений и организаций создаются объектовые резервы материальных ресурсов.
Частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Амурской области от 6 октября 2014 года № главным специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в период с 9 по 24 октября 2014 года была осуществлена внеплановая выездная проверка исполнения ГАУЗ АО «Белогорская больница» требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, МЧС России и Амурской области по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
В ходе проверки было выявлено, что юридическое лицо ГАУЗ АО «Белогорская больница» не выполняет свои обязанности в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций согласно статье 14 Федерального закона от 12 декабря 2014 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а именно:
не проводится подготовка и обучение работников организации в области гражданской обороны в соответствии с нормативными документами. Периодичность повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет не выполняется;
не проводятся с установленной периодичностью учения и тренировки в целях защиты населения от ЧС;
не созданы объектовые резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не определены объемы и номенклатура материальных резервов.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 24 октября 2014 года (л.д. 1), актом проверки юридического лица № от 24 октября 2014 года (л.д. 4).
Данным доказательствам дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт нарушений, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении и акте проверки, юридическим лицом ГАУЗ АО «Белогорская больница» не оспаривается.
Довод жалобы о том, что проверка в отношении юридического лица ГАУЗ АО «Белогорская больница» была проведена с грубым нарушением требований закона уже был предметом исследования судьи районного суда и справедливо им отклонён.
Полномочия органа государственного контроля (надзора) – управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Амурской области по проведению в отношении юридического лица ГАУЗ АО «Белогорская больница» внеплановой выездной проверки основаны на Административном регламенте Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденном Приказом МЧС России от 26 июня 2012 года № 359.
Согласно статье 6 Административного регламента должностные лица надзорных органов при исполнении государственной функции вправе осуществлять проверку выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъектами надзора; проводить проверки территорий, зданий, сооружений, помещений в целях соблюдения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; выдавать руководителям, иным должностным лицам или уполномоченным представителям субъектов надзора обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений в части выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 23 Административного регламента исполнение государственной функции включает в себя, в том числе, процедуру проведения проверок.Должностными лицами надзорных органов проводятся плановые и внеплановые проверки в форме документарных и (или) выездных проверок (статья 40 Административного регламента).
При исполнении государственной функции должностные лица надзорных органов структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, уполномоченного на проведение надзорных мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организуют и проводят проверки организаций - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (статья 41 Административного регламента).
В соответствии со статьёй 53 Административного регламента предметом внеплановой проверки является выполнение субъектом надзора тех требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки либо срок устранения которых, согласно ранее выданному предписанию, истек.
Согласно статье 55 Административного регламента внеплановые проверки проводятся, в том числе, в случае истечения срока исполнения субъектом надзора ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как усматривается из материалов дела № об административном правонарушении по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица ГБУЗ АО «Белогорская больница», рассмотренного 23 мая 2014 года, 29 апреля 2014 года Главным управлением МЧС России по Амурской области на основании распоряжения врио начальника управления от 18 марта 2014 года в отношении ГБУЗ АО «Белогорская больница» была проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (На основании распоряжения Правительства Амурской области № 101-р от 19 мая 2014 года ГБУЗ АО «Белогорская больница» путем изменения типа государственного бюджетного учреждения переименовано в ГАУЗ АО «Белогорская больница»).
В ходе проверки со стороны ГАУЗ АО «Белогорская больница» были выявлены нарушения обязательных требований по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, о необходимости устранения которых 29 апреля 2014 года ГУ МЧС России по Амурской области было выдано предписание №. Срок устранения нарушений – 1 октября 2014 года.
Распоряжение начальника управления надзорной деятельности о проведении в отношении ГАУЗ АО «Белогорская больница» внеплановой выездной проверки № вынесено 6 октября 2014 года, то есть по истечении установленного предписанием срока для устранения нарушений.
Из данного распоряжения следует, что цель проведенной в период с 9 по 24 октября 2014 года проверки - выполнение ГАУЗ АО «Белогорская больница» предписания органа государственного надзора в области ГО и ЗНТЧС УНД ГУ МЧС России по Амурской области № от 29 апреля 2014 года.
Таким образом, нарушений установленного Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера порядка проведения внеплановой выездной проверки не усматривается.
Проведение в отношении ГАУЗ АО «Белогорская больница» внеплановой выездной проверки 29 октября 2014 года соответствует требованиям статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которой предметом внеплановой проверки (при осуществлении государственного контроля, надзора) является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Выявление ГУ МЧС России по Амурской области факта невыполнения ГАУЗ АО «Белогорская больница» обязанностей в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций с составлением соответствующего акта в период проведения проверки выполнения ГАУЗ АО «Белогорская больница» предписания от 29 апреля 2014 года не противоречит действующему законодательству.
Ссылка в жалобе на то, что привлечение ГАУЗ АО «Белогорская больница» 8 декабря 2014 года к административной ответственности по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является повторным, поскольку по данной статье Кодекса юридическое лицо уже было привлечено к ответственности 23 мая 2014 года, основана на ошибочном толковании норм права.
Постановлением мирового судьи Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 1 от 23 мая 2014 года юридическое лицо ГАУЗ АО «Белогорская больница» было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в апреле 2014 года.
В соответствии со статьёй 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанное постановление мирового судьи вступило в законную силу по истечении 10 суток с момента получения его копии лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, то есть в 24 часа 21 июля 2014 года. Штраф, назначенный постановлением, оплачен ГАУЗ АО «Белогорская больница» 16 июля 2014 года, то есть постановление является исполненным.
Привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года», утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 марта 2007года, ред. от 4 июля 2012 года).
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что срок, предоставленный ГУ МЧС России по Амурской области ГАУЗ АО «Белогорская больница» для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки 29 апреля 2014 года, является разумным. Возражений относительно неразумности предоставленного срока ГАУЗ АО «Белогорская больница» не заявляло, не указывало на невозможность выполнения выданного предписания в срок до 1 октября 2014 года.
Таким образом, выявленные при проведении проверки 24 октября 2014 года факты нарушения ГАУЗ АО «Белогорская больница» диспозиции части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильно были расценены судьями как образующие объективную сторону самостоятельного административного правонарушения, что не исключает административной ответственности по части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При изложенных обстоятельствах наличие вынесенного в отношении ГАУЗ АО «Белогорская больница» постановления от 23 мая 2014 года о назначении административного наказания по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение аналогичного административного правонарушения, однако в иное время - 29 апреля 2014 года, не может служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности за правонарушение, совершенное 24 октября 2014 года.
Ссылка заявителя на привлечение ГАУЗ АО «Белогорская больница» к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 является несостоятельной, поскольку привлечение юридического лица к административной ответственности по этой статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не исключает возможности составления протокола об административном правонарушении и привлечения юридического лица - ГАУЗ АО «Белогорская больница» к административной ответственности за совершение иного правонарушения по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду невыполнения предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела. Так, в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Все имеющиеся в материалах дела доказательства были исследованы судьями с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Имеющиеся в деле доказательства являлись достаточными для рассмотрения дела по существу, они оценены судьями по правилам, установленным статьёй 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обоснованно признаны достоверными относительно события административного правонарушения и имеющими доказательственную силу по настоящему делу. Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает. Принцип презумпции невиновности не был нарушен. При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности.
Неустранимые сомнения, которые должны быть истолкованы в пользу ГАУЗ АО «Белогорская больница» не установлены.
Действия ГАУЗ АО «Белогорская больница» верно квалифицированы по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о назначении ГАУЗ АО «Белогорская больница» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьёй в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, с учетом требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законность и обоснованность вынесенного постановления мирового судьи по делу об административном правонарушении в отношении ГАУЗ АО «Белогорская больница» была проверена судьей Белогорского городского суда в соответствии с требованиями статей 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для отмены судья обоснованно не усмотрел.
Сведений, свидетельствующих о процессуальных нарушениях, являющихся безусловным основанием для отмены правильных по существу судебных актов, жалоба ГАУЗ АО «Белогорская больница» не содержит.
В жалобе не приводятся ссылки на новые обстоятельства, которые не были бы предметом обсуждения судьи второй инстанции, все доводы заявителя исследовались в судебном заседании и получили в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащую оценку.
Оснований для отмены постановления мирового судьи Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 1 от 8 декабря 2014 года и решения судьи Белогорского городского суда Амурской области от 29 апреля 2015 года не усматриваю.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 1 от 8 декабря 2014 года и решение судьи Белогорского городского суда Амурской области от 29 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ГАУЗ АО «Белогорская больница» оставить без изменения, а жалобу его защитника Дружининой В. П. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Амурского областного суда Белоусов П.В.