ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-7-356/15 от 10.07.2015 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 4-7-356/15

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 июля 2015 года город Благовещенск

Заместитель председателя Амурского областного суда Белоусов П.В., рассмотрев жалобу защитника юридического лица ГАУЗ АО «Белогорская больница» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 1 от 8 декабря 2014 года, решение судьи Белогорского городского суда Амурской области от 27 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица государственного автономного учреждения здравоохранения Амурской области (ГАУЗ АО) «Белогорская больница»

УСТАНОВИЛ:

На основании распоряжения начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Амурской области от 6 октября 2014 года главным специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в период с 9 по 24 октября 2014 года была осуществлена внеплановая выездная проверка исполнения ГАУЗ АО «Белогорская больница» требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, МЧС России и Амурской области по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

В ходе проверки было выявлено, что юридическое лицо ГАУЗ АО «Белогорская больница» не выполняет свои обязанности в области гражданской обороны согласно статьи 9 Федерального закона от 12 декабря 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Главным специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основании протокола об административном правонарушении от 24 октября 2014 года в отношении юридического лица ГАУЗ АО «Белогорская больница» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Главным специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 24 октября 2014 года дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ГАУЗ АО «Белогорская больница» направлено мировому судье Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 1 для рассмотрения.

Постановлением мирового судьи Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 1 от 8 декабря 2014 года юридическое лицо ГАУЗ АО «Белогорская больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 (ста десяти тысяч) рублей.

Решением судьи Белогорского городского суда Амурской области от 27 апреля 2015 года постановление мирового судьи Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 1 от 8 декабря 2014 года оставлено без изменения.

В порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитник юридического лица ГАУЗ АО «Белогорская больница» ФИО1 обратилась в Амурский областной суд с жалобой, в которой просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.

Согласно жалобе, проверка, проведенная дополнительно в рамках внеплановой проверки (в то же время, тем же лицом) проведена в грубым нарушением требований закона: не включена в план ежегодных проверок.

Мировым судьёй неправомерно в качестве доказательства виновности юридического лица ГАУЗ АО «Белогорская больница» принят акт незаконной проверки.

Постановлением мирового судьи Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 1 от 23 мая 2014 года юридическое лицо ГАУЗ АО «Белогорская больница» уже привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, таким образом, постановлением мирового судьи Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 1 от 8 декабря 2014 года юридическое лицо привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторно, что недопустимо согласно действующему законодательству.

Для проверки изложенных в жалобе доводов у мирового судьи Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 1 истребовано также дело в отношении ГАУЗ АО «Белогорская больница» по части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотренное 23 мая 2014 года.

Изучив материалы дел, а так же доводы, изложенные жалобе, прихожу к следующим выводам.

Полномочия органа государственного контроля (надзора) – управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Амурской области по проведению в отношении юридического лица ГАУЗ АО «Белогорская больница» внеплановой выездной проверки основаны на Административном регламенте Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденном Приказом МЧС России от 26 июня 2012 года № 359.

Согласно статье 6 Административного регламента должностные лица надзорных органов при исполнении государственной функции вправе осуществлять проверку выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъектами надзора; проводить проверки территорий, зданий, сооружений, помещений в целях соблюдения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; выдавать руководителям, иным должностным лицам или уполномоченным представителям субъектов надзора обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений в части выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статье 23 Административного регламента исполнение государственной функции включает в себя, в том числе, процедуру проведения проверок.

Должностными лицами надзорных органов проводятся плановые и внеплановые проверки в форме документарных и (или) выездных проверок (статья 40 Административного регламента).

При исполнении государственной функции должностные лица надзорных органов структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, уполномоченного на проведение надзорных мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организуют и проводят проверки организаций - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (статья 41 Административного регламента).

В соответствии со статьёй 53 Административного регламента предметом внеплановой проверки является выполнение субъектом надзора тех требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки либо срок устранения которых, согласно ранее выданному предписанию, истек.

Согласно статье 55 Административного регламента внеплановые проверки проводятся, в том числе, в случае истечения срока исполнения субъектом надзора ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении по части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица ГБУЗ АО «Белогорская больница», рассмотренного 23 мая 2014 года, 29 апреля 2014 года Главным управлением МЧС России по Амурской области на основании распоряжения врио начальника управления от 18 марта 2014 года в отношении ГБУЗ АО «Белогорская больница» была проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (На основании распоряжения Правительства Амурской области № 101-р от 19 мая 2014 года ГБУЗ АО «Белогорская больница» путем изменения типа государственного бюджетного учреждения переименовано в ГАУЗ АО «Белогорская больница»).

В ходе проверки со стороны ГАУЗ АО «Белогорская больница» были выявлены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, о необходимости устранения которых 29 апреля 2014 года ГУ МЧС России по Амурской области было выдано предписание . Срок устранения нарушений – 1 октября 2014 года.

Распоряжение начальника управления надзорной деятельности о проведении в отношении ГАУЗ АО «Белогорская больница» внеплановой выездной проверки вынесено 6 октября 2014 года, то есть по истечении установленного предписанием срока для устранения нарушений.

Из данного распоряжения следует, что цель проведенной в период с 9 по 24 октября 2014 года проверки - выполнение ГАУЗ АО «Белогорская больница» предписания органа государственного надзора в области ГО и ЗНТЧС УНД ГУ МЧС России по Амурской области от 29 апреля 2014 года.

Таким образом, нарушений установленного Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера порядка проведения внеплановой выездной проверки не усматривается.

Проведение в отношении ГАУЗ АО «Белогорская больница» внеплановой выездной проверки 29 октября 2014 года соответствует требованиям статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которой предметом внеплановой проверки (при осуществлении государственного контроля, надзора) является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выявление ГУ МЧС России по Амурской области факта невыполнения ГАУЗ АО «Белогорская больница» обязанностей в области гражданской обороны в период проведения проверки выполнения ГАУЗ АО «Белогорская больница» предписания от 29 апреля 2014 года не противоречит действующему законодательству.

Между тем при производстве по делу были нарушены общие правила назначения административного наказания.

Частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, мировым судьёй было установлено, что в октябре 2014 года ГАУЗ АО «Белогорская больница» не выполнило требования статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне», а именно:

в учреждении не созданы запасы исходя из их потребности в военное время для обеспечения работников больницы;

не осуществляется контроль за созданием, хранением и использованием запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения работников организации;

работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты (противогазами) и медицинскими средствами индивидуальной защиты (медицинская аптечка, перевязочный пакет и индивидуальный химический пакет) и другими материальными средствами;

работники эвакуационной комиссии не проходят своевременно обучение в учебно-методических центрах, на курсах гражданской обороны и учениях;

не проводится подготовка и обучение работников организации и нештатных аварийно-спасательных формирований в области гражданской обороны, не представлены отчетные документы об организации обучения работников больницы за 2013 и 2014 годы, рабочие программы для нештатных аварийно-спасательных формирований требуют переработки;

не выполняется периодичность повышения квалификации должностных лиц, исполняющих обязанности в области гражданской обороны, отчетные документы, регистр подготовки и повышения квалификации, копии удостоверений о прохождении обучения и повышения квалификации не представлены.

Судья первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 декабря 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пришел к выводу о том, что административным органом доказан факт нарушения юридическим лицом законодательства об общественной безопасности.

Судья районного суда согласился с выводом судьи первой инстанции.

Однако судьями не учтено следующее.

Частью 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Из материалов истребованного дела об административном правонарушении по части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ГАУЗ АО «Белогорская больница» усматривается, что 29 апреля 2014 года Главным управлением МЧС России по Амурской области на основании распоряжения врио начальника управления от 18 марта 2014 года в отношении ГАУЗ АО «Белогорская больница» была проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

В ходе проверки со стороны ГАУЗ АО «Белогорская больница» выявлены нарушения установленных в области гражданской обороны требований, а том числе, аналогичные выявленным в ходе проверки, проведенной Главным управлением МЧС России по Амурской области в период с 22 по 30 апреля 2014 года, а именно: в учреждении не созданы запасы исходя из их потребности в военное время для обеспечения работников больницы; не осуществляется контроль за созданием, хранением и использованием запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения работников организации; работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты (противогазами) и медицинскими средствами индивидуальной защиты (медицинская аптечка, перевязочный пакет и индивидуальный химический пакет) и другими материальными средствами; работники эвакуационной комиссии не проходят своевременно обучение в учебно-методических центрах, на курсах гражданской обороны и учениях; не проводится подготовка и обучение работников организации и нештатных аварийно-спасательных формирований в области гражданской обороны, не представлены отчетные документы об организации обучения работников больницы за 2013 и 2014 годы, рабочие программы для нештатных аварийно-спасательных формирований требуют переработки; не выполняется периодичность повышения квалификации должностных лиц, исполняющих обязанности в области гражданской обороны, отчетные документы, регистр подготовки и повышения квалификации, копии удостоверений о прохождении обучения и повышения квалификации не представлены)

За нарушение установленных в области гражданской обороны требований Главным специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 29 апреля 2014 года на основании протокола в отношении ГАУЗ АО «Белогорская больница» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 1 от 23 мая 2014 года юридическое лицо ГАУЗ АО «Белогорская больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Однако копия постановления по делу об административном правонарушении от 23 мая 2014 года была получена ГАУЗ АО «Белогорская больница» лишь 12 декабря 2014 года (дело № 7-599/14, л.д. 22), в связи с чем вступило в законную силу в 24 часа 22 декабря 2014 года (статья 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушений, выявленных 24 октября 2014 года, постановление мирового судьи Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 1 от 23 мая 2014 года о привлечении ГАУЗ АО «Белогорская больница» к административной ответственности по части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не вступило в законную силу, следовательно, совершенное 29 апреля 2014 правонарушение не было пресечено, что исключало возможность повторного привлечения ГАУЗ АО «Белогорская больница» к административной ответственности по одному и тому же факту совершения противоправных действий.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, уже имеется постановление о назначении административного наказания, либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановление о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 этого Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

В связи с изложенным постановление мирового судьи Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 1 от 8 декабря 2014 года и решение судьи Белогорского городского суда Амурской области от 27 апреля 2015 года, вынесенные в отношении юридического лица ГАУЗ АО «Белогорская больница» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Жалобу защитника юридического лица ГАУЗ АО «Белогорская больница» ФИО1 удовлетворить.

Постановление мирового судьи Амурской области по Белогорскому городскому судебному участку № 1 от 8 декабря 2014 года и решение судьи Белогорского городского суда Амурской области от 27 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ГАУЗ АО «Белогорская больница» отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель председателя

Амурского областного суда Белоусов П.В.