ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-7-419/12 от 23.08.2012 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 4-7-419/12

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 августа 2012 года г. Благовещенск

Заместитель председателя Амурского областного суда Васильев О.Д., рассмотрев в порядке надзора жалобу главы администрации Успеновского сельсовета Вакарчук Н.Ш. на постановление мирового судьи Амурской области по Белогорскому районному судебному участку от 22 мая 2012 года и решение судьи Белогорского районного суда Амурской области от 26 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.14 КоАП РФ, в отношении администрации Успеновского сельсовета,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи Амурской области по Белогорскому районному судебному участку от 22 мая 2012 года юридическое лицо - администрация Успеновского сельсовета муниципального образования Белогорский район признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.14 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Решением судьи Белогорского районного суда Амурской области от 26 июня 2012 года указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба главы администрации Успеновского сельсовета - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в порядке надзора, поступившей в Амурский областной суд, глава администрации Успеновского сельсовета Вакарчук Н.Ш., не согласившись с вынесенными судебными постановлениями, просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях администрации Успеновского сельсовета состава административного правонарушения. Указывает, что субсидия была использована по целевому назначению, т.е. на финансирование расходов по оплате коммунальных услуг в соответствии с кодом бюджетной классификации 2 02 02999 05 0000 151, утв.приказом Минфина РФ 21 декабря 2011 года № 180н, уведомлением Минстроя № 10-01 от 10 января 2011 года, решением Белогорского районного Совета народных депутатов «О районном бюджете на 2011 год» от 17 декабря 2010 года № 22/476, решением Успеновского сельского Совета народных депутатов от 23 декабря 2010 года № 88, которые не содержат каких-либо ограничений и не ограничивают круг учреждений (лиц) по использованию субсидии на цели связанные с оплатой коммунальных услуг. КоАП РФ не содержит нормы, позволяющих мировому судье рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса, круг лиц наделенных, правом рассматривать дела указанной категории, определен в статье 23.7 КоАП РФ.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела с учетом положений части 1 статьи 30.16 КоАП РФ, оснований для удовлетворения надзорной жалобы не нахожу.

Как следует из материалов дела, в период с 17 по 20 февраля 2012 года главным инспектором контрольно-счетной палаты Амурской области Ф.И.О.2 была проведена проверка целевого использования субсидии на софинансирование расходов по оплате коммунальных услуг и приобретению котельно-печного топлива, выделенной бюджету муниципального образования Белогорского района в 2011 году. По результатам проверки главным инспектором Ф.И.О.2 20 февраля 2012 года составлен акт. Из названного акта следует, что Белогорскому району из бюджета Амурской области в 2011 году была выделена субсидия на софинансирование расходов по оплате коммунальных услуг и приобретению котельно-печного топлива по кодам бюджетной классификации Российской Федерации: код главы 912 «Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области», подраздел 0502 «Коммунальное хозяйство», целевая статья 524 21 00 «Расходы по оплате коммунальных услуг и приобретению котельно-печного топлива в муниципальных бюджетных упреждениях», вид расходов 010 «Фонд софинансирования», подстатья классификации операций сектора государственного управления 251 «Перечисление другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации». Администрации Успеновского сельсовета данная субсидия была перечислена в сумме <данные изъяты> тыс. рублей, из которой <данные изъяты> тыс. рублей направлены на оплату коммунальных услуг за бюджетные учреждения, а <данные изъяты> тыс. рублей - на оплату коммунальных услуг за помещения, занимаемые администрацией Успеновского сельсовета, в том числе за период с марта по декабрь 2011 года в сумме <данные изъяты> тыс. рублей. В связи с чем, 2 марта 2012 года главным инспектором контрольно-счетной палаты Амурской области Ф.И.О.2 в отношении юридического лица - администрации Успеновского сельсовета муниципального образования Белогорский район составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ.

Часть 1 статья 15.14 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В соответствии со статьей 16 Закона Амурской области от 11 ноября 2005 года N 90-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Амурской области», действующем в проверяемом периоде, из областного бюджета местным бюджетам предоставляются различные виды субсидий, в том числе субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов) на софинансирование расходов по оплате коммунальных услуг и приобретению котельно-печного топлива муниципальных бюджетных учреждений, распределение которых производится в соответствии с методикой согласно приложению N 9 к настоящему Закону.

Субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов) на софинансирование расходов по оплате коммунальных услуг и приобретению котельно-печного топлива муниципальных бюджетных учреждений направляются:

1) на оплату оказанных муниципальным бюджетным учреждениям коммунальных услуг предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства и оплату котельно-печного топлива;

2) на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам поселений на оплату оказанных муниципальным бюджетным учреждениям коммунальных услуг предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства и оплату котельно-печного топлива.

Аналогичные положения содержатся в постановлении правительства Амурской области от 24 января 2011 года N 21, которым утвержден Порядок предоставления субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов) на софинансирование расходов по оплате коммунальных услуг и приобретению котельно-печного топлива муниципальных бюджетных учреждений.

Методикой расчета субсидии на софинансирование расходов по оплате коммунальных услуг и приобретению котельно-печного топлива муниципальных бюджетных учреждений (приложение № 9 к Закону Амурской области от 11 ноября 2005 года N 90-ОЗ) определена формула, по которой рассчитывается размер данной субсидии. Эта формула предусматривает такой показатель как эксплуатируемая площадь муниципальных бюджетных учреждений муниципального района (городского округа), включая площадь муниципальных бюджетных учреждений поселений, входящих в состав муниципального района. В настоящей Методике содержится положение о том, что в эксплуатируемую площадь не включается площадь, занимаемая органами местного самоуправления.

Законом Амурской области от 16 декабря 2010 года N 427-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» в соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2011 год (приложение № 7 к названному Закону): код главы 912 «Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области», подраздел 0502 «Коммунальное хозяйство», целевая статья расходов 5242100 «Расходы по оплате коммунальных услуг и приобретению котельно-печного топлива муниципальных бюджетных учреждений», вид расходов 010 «Фонд софинансирования» бюджетам муниципальных районов (городских округов) были предусмотрены субсидии на софинансирование расходов по оплате коммунальных услуг и приобретению котельно-печного топлива муниципальных бюджетных учреждений на 2011 год в сумме <данные изъяты> тыс. рублей.

Приложением № 26 к Закону Амурской области от 16 декабря 2010 г. N 427-ОЗ было утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) на софинансирование расходов по оплате коммунальных услуг и приобретению котельно-печного топлива муниципальных бюджетных учреждений на 2011 год, в том числе бюджету Белогорского района в сумме <данные изъяты> тыс. рублей.

Таким образом, вышеназванными законодательными и иными нормативными правовыми актами определен целевой характер использования (расходования) данных субсидий - на софинансирование расходов по оплате коммунальных услуг и приобретению котельно-печного топлива муниципальных бюджетных учреждений.

В соответствии с решением Белогорского районного Совета народных депутатов от 17 декабря 2010 года N 22/476 «О районном бюджете на 2011 год» предоставленные из областного бюджета бюджету Белогорского района субсидии на софинансирование расходов по оплате коммунальных услуг и приобретению котельно-печного топлива на 2011 год в сумме <данные изъяты> тыс. рублей отражены в доходной части бюджета Белогорского района на 2011 год в составе прочих субсидий бюджетам муниципальных районов, код бюджетной классификации 2 02 02999 05 0000 151.Часть субсидии в сумме <данные изъяты> тыс. рублей была направлена бюджетам поселений Белогорского района в составе межбюджетных трансфертов общего характера, в том числе бюджету Успеновского сельсовета в сумме <данные изъяты> тыс. рублей. Из этой суммы администрацией Успеновского сельсовета <данные изъяты> тыс. рублей были направлены на оплату коммунальных услуг за помещения, занимаемые администрацией Успеновского сельсовета, в том числе в период с марта по декабрь 2011 года в сумме 140,4 тыс. рублей.

В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Правовой статус органов местного самоуправления устанавливается Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии со статьей 2 которого органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Статьёй 34 названного Закона предусмотрено, что местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и входит в структуру органов местного самоуправления.

С учётом вышеизложенного нахожу правильными выводы мирового судьи и судьи районного суда о том, что использование администрацией Успеновского сельсовета бюджетных средств в период с марта по декабрь 2011 года в сумме <данные изъяты> тыс. рублей (общая сумма <данные изъяты> тыс. рублей), выделенных из бюджета Амурской области в виде субсидии на софинансирование расходов по оплате коммунальных услуг и приобретению котельно-печного топлива бюджетных учреждений, на оплату коммунальных услуг помещений, занимаемых органом местного самоуправления произведено с нарушением целевой статьи расходов, предусмотренными Законами Амурской области от 16 декабря 2010 года № 427-ОЗ, от 11 ноября 2005 года № 90-ОЗ, Порядка предоставления субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов) на софинансирование расходов по оплате коммунальных услуг и приобретению котельно-печного топлива муниципальных бюджетных учреждений, утв.постановлением правительства Амурской области от 24 января 2011 года N 21 и является нецелевым использованием бюджетных средств.

Доводы надзорной жалобы о том, что субсидия была использована в соответствии с кодом бюджетной классификации 2 02 02999 05 0000 151, утв.приказом Минфина РФ 21 декабря 2011 года № 180н, уведомлением Минстроя № 10-01 от 10 января 2011 года, в котором указан код бюджетной классификации - 2 02 02999 05 0000 151, решением Белогорского районного Совета народных депутатов «О районном бюджете на 2011 год» от 17 декабря 2010 года № 22/476, решением Успеновского сельского Совета народных депутатов от 17 декабря 2010 года № 22/476 «О районном бюджете на 2011 год», которые не содержат каких-либо ограничений и не ограничивают круг учреждений (лиц) по использованию субсидии на цели связанные с оплатой коммунальных услуг являются несостоятельными. В силу части 4 статьи 21 Бюджетного кодекса РФ перечень и коды целевых статей и (или) видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, т.е. в данном случае - финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета Амурской области, предоставившим субсидии. В соответствии с положениями главы 4 и статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 190н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, действовавшие в 2011 году. Согласно названным Указаниям код бюджетной классификации 2 02 02999 05 0000 151 определен как прочие субсидии бюджетам муниципальных районов. Тогда как расходы на обеспечение деятельности местных администраций подлежат отражению по разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» подразделу 0104 «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций».

Администрация Успеновского сельсовета являлась получателем бюджетных средств, в частности средств субсидии по оплате коммунальных услуг и приобретению котельно-печного топлива, которая была выделена бюджетом Амурской области в 2011 году на софинансирование расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг бюджетных учреждений. В силу статьи 9 Бюджетного кодекса РФ администрация Успеновского сельсовета, ответственная за правильное и целевое использование бюджетных средств, не приняла мер к их целевому использованию, не проконтролировала их использование по целевому назначению.

При таких обстоятельствах мировым судьёй сделан обоснованный вывод о наличии в действиях администрации Успеновского сельсовета муниципального образования Белогорский район состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, выразившегося в использовании бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств.

Довод надзорной жалобы о том, что КоАП РФ не содержит нормы, позволяющих мировому судье рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса, круг лиц, наделенных правом рассматривать дела указанной категории, определен в статье 23.7 КоАП РФ был предметом исследования судьи районного суда, ему дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.

Согласно статье 23.7 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14 - 15.16 настоящего Кодекса, в отношении получателей средств федерального бюджета и получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Частью 1 статьи 1.1 КоАП РФ установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, компетенция различных органов в рассмотрении дел об административных правонарушениях, выразившихся в нецелевом использовании бюджетных средств, в отношении получателей средств субъектов Российской Федерации устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9.3 Закона Амурской области от 30 марта 2007 года N 319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области» мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении средств областного и местных бюджетов. Настоящий Закон является действующим, никем не оспорен.

При рассмотрении жалобы судьей Белогорского районного суда доводам жалобы была дана оценка, дело проверено в полном объеме.

Надзорная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений.

Порядок и срок давности привлечения администрации Успеновского сельсовета муниципального образования Белогорский район к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1-4.3 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление мирового судьи Амурской области по Белогорскому районному судебному участку от 22 мая 2012 года и решение судьи Белогорского районного суда Амурской области от 26 июня 2012 года оставить без изменения, а надзорную жалобу главы администрации Успеновского сельсовета Вакарчук Н.Ш. - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Амурского областного суда Васильев О.Д.