ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-7-488/12 от 04.07.1948 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело 4-7-488/12

Постановление

3 октября 2012 года г. Благовещенск

Заместитель председателя Амурского областного суда Васильев О.Д., рассмотрев жалобу начальника Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» ОАО «ДЭК» ФИО1, поданную в порядке надзора, на постановление и.о. мирового судьи Амурской области по Райчихинскому городскому судебному участку № 1 от 5 июня 2012 года и решение судьи Райчихинского городского суда от 7 августа 2012 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении начальника Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» ОАО «ДЭК» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. мирового судьи Амурской области по Райчихинскому городскому судебному участку № 1 от 5 июня 2012 года начальник Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» ОАО «ДЭК» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.

Решением судьи Райчихинского городского суда от 7 августа 2012 года постановление и.о. мирового судьи Амурской области по Райчихинскому городскому судебному участку № 1 оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Амурский областной суд в порядке надзора, начальник Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» ОАО «ДЭК» ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на неверное толкование судами процессуальных норм законодательства об административной ответственности, отсутствие в постановлении и.о. мирового судьи надлежащей правовой оценки доводов защитников ФИО1 и отсутствие в действиях (бездействии) привлекаемого к административной ответственности лица состава вменяемого административного правонарушения.

Изучив материалы дела, а так же доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующим выводам.

Доводы заявителя о неверном толковании судами процессуальных норм законодательства об административной ответственности и об отсутствии в действиях (бездействии) начальника Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» ОАО «ДЭК» ФИО1 состава административного правонарушения являются заслуживающими внимания.

18 апреля 2012 года постановлением прокурора г. Райчихинска на основании результатов прокурорской проверки, проведенной по коллективной жалобе жителей дома <адрес>, было назначено административное расследование и возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, в отношении начальника Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» ОАО «ДЭК» ФИО1 В рамках производства по данному делу прокурором г. Райчихинска у начальника Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» ОАО «ДЭК» ФИО1 были истребованы сведения, необходимые для установления подлежащих выяснению по делу обстоятельств, которые не были предоставлены прокурору должностным лицом в установленный срок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Согласно пункту 3 части 4 указанной статьи дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 - 5.63, 7.24, частью 2 статьи 7.31, статьями 12.35, 13.11, 13.14, 13.27, 13.28, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 14.35, частью 1 статьи 15.10, частью 5 статьи 15.27, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Частью 2 статьи 28.7 КоАП РФ установлено, что решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В силу части 4 статьи 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя – другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Как следует из разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, а также прокурором (часть 2 статьи 28.7 КоАП РФ). Круг должностных лиц, уполномоченных на проведение административного расследования, в силу части 4 статьи 28.7 КоАП РФ является исчерпывающим.

Кроме того, согласно позиции Верховного Суда РФ, выраженной в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2004 года» при анализе приведенных выше процессуальных норм КоАП РФ, прокурор вправе возбудить дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации, и передать его для административного расследования уполномоченному должностному лицу.

Таким образом, исходя из системного толкования указанных норм КоАП РФ, следует, что в соответствии действующим законодательством об административной ответственности прокурор, осуществляя надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, вправе возбудить дело об административном правонарушении, а также при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 28.7 КоАП РФ, назначить административное расследование по делу. Вместе с тем, поскольку к числу лиц, наделенных в соответствии с частью 4 статьи 28.7 КоАП РФ полномочиями по проведению административного расследования, прокурор не отнесен, он вправе передать возбужденное им дело об административном правонарушении уполномоченному должностному лицу для проведения административного расследования.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, прокурором г. Райчихинска возбужденное постановлением от 18 апреля 2012 года дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, в отношении начальника Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» ОАО «ДЭК» ФИО1, органу, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, уполномоченному в соответствии с частью 1 статьи 23.49 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.8 КоАП РФ, передано не было. Прокурором самостоятельно производились процессуальные действия в рамках административного расследования по делу, вместе с тем, КоАП РФ не предусмотрены полномочия прокурора на такие действия. Таким образом, требование о предоставлении начальником Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» ОАО «ДЭК» ФИО1 сведений в рамках проводимого прокурором административного расследования, изложенное в постановлении прокурора г. Райчихинска от 14 мая 2012 года, не может быть признано законным.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. Статьей 17.7 КоАП РФ установлена ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Вместе с тем, при производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, в отношении начальника Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» ОАО «ДЭК» ФИО1 прокурор г. Райчихинска не обладал полномочиями по проведению административного расследования, таким образом, отсутствует такой признак объекта противоправного посягательства как следование требований прокурора из полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

Суд, изучив материалы дела и доводы надзорной жалобы, приходит к выводу, что при рассмотрении дела об административном правонарушении имело место неверное толкование судами первой и второй инстанции норм процессуального права, повлекшее существенное нарушение материальных норм законодательства об административной ответственности, в нарушение требований статьи 24.1 КоАП РФ не позволяющее признать вынесенные судами постановление и решение разрешающими дело в соответствии с законом.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление и.о. мирового судьи Амурской области по Райчихинскому городскому судебному участку № 1 от 5 июня 2012 года и решение судьи Райчихинского городского суда от 7 августа 2012 года отменить.

Производство по делу в отношении начальника Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» ОАО «ДЭК» ФИО1 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Заместитель председателя

Амурского областного суда О.Д. Васильев