ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-7-618/15 от 16.11.2015 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 4-7-618/15

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 ноября 2015 года город Благовещенск

Заместитель председателя Амурского областного суда Белоусов П.В., рассмотрев жалобу начальника Южного Межрайонного отдела министерства природных ресурсов Амурской области Ф.И.О.2, поданную на вступившее в законную силу решение судьи Амурского областного суда от 11 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Константиновская управляющая компания»,

УСТАНОВИЛ:

На основании приказа министерства природных ресурсов Амурской области от 19 января 2015 года в ООО «Константиновская управляющая компания» была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

02 марта 2015 года по результатам проверки государственным инспектором Амурской области в области охраны окружающей среды (по охране природы), по надзору в области использования и охраны водных объектов, по геологическому надзору составлен акт проверки , из которого следует, что основным направлением деятельности ООО «Константиновская управляющая компания» является хозяйственное обслуживание многоквартирных домов.

При осуществлении деятельности по обслуживанию многоквартирных домов у ООО «Константиновская управляющая компания» образуются следующие виды отходов: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (I класс опасности), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (IV класс опасности), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (IV класс опасности), отходы (осадки) из выгребных ям (IV класс опасности), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (V класс опасности).

Твердые бытовые отходы (ТБО) вывозятся МУП «<данные изъяты>» на основании договора на вывоз твердых бытовых отходов от 01 января 2015 года , заключенного между ООО «Константиновская управляющая компания» и МУП «<данные изъяты>». Для этих целей на придомовых территориях домов установлены металлические контейнера для сбора и накопления твёрдых бытовых отходов.

Вывоз жидких бытовых отходов (ЖБО) осуществляется МУП «<данные изъяты>» по договору на отведение сточных вод от 01 января 2015 года , заключенного между ООО «Константиновская управляющая компания» и МУП «<данные изъяты>». Для этих целей на придомовых территориях домов установлены канализационные колодцы (септики) для сбора и накопления жидких бытовых отходов.

Для освещения офисного помещения, расположенного по адресу: <адрес> ООО «Константиновская управляющая компания» использует ртутные лампы, люминесцентные (I класс опасности).

20 апреля 2015 года консультантом Южного отдела министерства природных ресурсов Амурской области - государственным инспектором Амурской области в области охраны окружающей среды (по охране природы), по надзору в области использования и охраны водных объектов, по геологическому надзору на подведомственной территории в отношении ООО «Константиновская управляющая компания» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ.

В этом протоколе ООО «Константиновская управляющая компания» вменяется в вину нарушение требований ст.11, ч.2, 3 ст. 14, ч.1, 2 ст. 15, ч.3 ст.18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.6, 9, п.13 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года N 681, что заключается в следующем:

- в ООО «Константиновская управляющая компания» отсутствуют работники, прошедшие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности;

- не проведена инвентаризация отходов и объектов их размещения;

- не подтверждено отнесение отходов I - IV класса опасности к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды;

- не составлены паспорта на отходы I - IV класса опасности;

- не представляются в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов;

- на заключен договор со специализированной организацией на прием, транспортировку и утилизацию ртутьсодержащих отходов (ртутных ламп, люминесцентных, используемых для освещения офисного помещения ООО «Константиновская управляющая компания»).

Постановлением начальника Южного межрайонного отдела министерства природных ресурсов Амурской области от 20 мая 2015 года ООО «Константиновская управляющая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Решением судьи Константиновского районного суда Амурской области от 23 июля 2015 года указанное постановление оставлено без изменения.

Решением судьи Амурского областного суда от 11 сентября 2015 года постановление должностного лица от 20 мая 2015 года и решение судьи Константиновского районного суда от 23 июля 2015 года отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Начальник Южного Межрайонного отдела Ф.И.О.2 в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обратился в Амурский областной суд с жалобой, в которой просит решение судьи Амурского областного суда от 11 сентября 2015 года отменить.

В жалобе указывает, что выводы судьи Амурского областного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с нормами жилищного законодательства Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме по договору управления многоквартирным домом фактически передают свои обязанности «образователя» отходов производства и потребления управляющей компании.

Как разъяснено в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09 октября 2013 года , в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации управляющая компания несет ответственность за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.

То обстоятельство, что сбор, вывоз и размещение отходов потребителей - жителей многоквартирного дома осуществляет не общество, а иная организация, с которой компанией заключен соответствующий договор, не имеет правового значения, поскольку именно на управляющую компанию в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ и Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 25 февраля 2010 года № 50 возложена обязанность по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Кроме этого, судом не учтено, что отходы образуются и непосредственно от деятельности самого ООО «Константиновская управляющая компания», т.е. от его работников и имущества, а именно: ртутные лампы, электрические лампы накаливания отработанные и брак, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности, отходы бумаги от упаковки материалов, отходы картона от упаковки материалов, отходы полимерных материалов (картриджи отработанные), мусор от бытовых помещений организаций несортированный.

Директор ООО «Константиновская управляющая компания» Ф.И.О.5 в соответствии с частью 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подал свои возражения на жалобу, в которой просит в её удовлетворении отказать.

Изучив материалы дела, а так же доводы, изложенные в жалобе, возражениях на жалобу, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет административную ответственность, для юридических лиц в виде наложение административного штрафа от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Рассмотрев материалы дела по жалобе директора ООО «Константиновская управляющая компания», судья Амурского областного суда не усмотрел в действиях ООО «Константиновская управляющая компания» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Судья исходил из того, что нормы, регламентирующие обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, содержатся в Федеральных законах «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ, «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ и других, а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов подлежит лицензированию с учётом положений Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ (ст.9).

Приказом Минприроды Российской Федерации от 16 февраля 2010 года №30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Этот Порядок предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

Из материалов дела следует, что такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности ООО «Константиновская управляющая компания».

Судья указал, что в результате деятельности ООО «Константиновская управляющая компания» по управлению многоквартирными домами, определённой Уставом от 18 января 2013 года, отходов производства не образуется, поскольку оказываются услуги по обслуживанию и ремонту многоквартирных жилых домов и коммунальные услуги.

Обязанности по оказанию услуг по водоотведению и вывозу твёрдых бытовых отходов, образовавшихся в результате жизнедеятельности жителей многоквартирных домов, оказывает муниципальное унитарное предприятие «<данные изъяты>», на основании договоров от 01 января 2015 года и , заключённых с ООО «Константиновская управляющая компания».

На этом основании, судья Амурского областного суда, отменив постановление должностного лица от 20 мая 2015 года и решение судьи Константиновского районного суда от 23 июля 2015 года, прекратил производство по делу.

Между тем, при рассмотрении материалов дела по жалобе директора ООО «Константиновская управляющая компания» судьей были оставлены без внимания следующие обстоятельства.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей в период, относящийся к обстоятельствам дела) лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Федеральный закон от 08 августа 2001 N 128-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ, которым (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки), лицензированию подлежали только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», вступившим в силу с 01 июля 2015 года, статья 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» изложена в новой редакции: «лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона».

Статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ, вступившей в силу с 01 июля 2015 года, пункт 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» изложен в новой редакции, согласно которой подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В силу ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» кроме деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, обращение с отходами включает также деятельность по их накоплению.

Накопление отходов - это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;

В силу статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по накоплению отходов не лицензируется.

Как следует из подп. «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя также сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

В минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённый Постановлением Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 включена организация мест накопления бытовых отходов, сбор отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов (п.26).

Согласно подп. «д(1)» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491 организация мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества, осуществляемой названными в п.16 Правил лицами (в зависимости от способа управления многоквартирным домом).

В силу требований пункта 12 этих же Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте «д(1)» пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Российской Федерации от 03 сентября 2010 года N 681 установлено, что накопление отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют потребители ртутьсодержащих ламп, т.е. юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением (п.1,4).

Пункт 8(1) указанных Правил предписывает, что у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.

Место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию с соответствующей специализированной организацией (п.8(2).

Из анализа приведенных положений следует, что деятельность по организации мест для накопления и накопление отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передачу в специализированные организации осуществляет управляющая компания.

В соответствии со ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в том числе при накоплении отходов производства и потребления, веществ, разрушающих озоновый слой, или иных опасных веществ влечет административную ответственность.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что решение судьи Амурского областного суда от 11 сентября 2015 года вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, в частности, статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела не исследованы, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Исходя из положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года) произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Вместе с тем, Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.

Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2011 г. N 1052-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП Российской Федерации» институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов (статьи 30.12 - 30.19 КоАП Российской Федерации) основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно статьи 46, которая во взаимосвязи со статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.

В этих целях суд надзорной инстанции наделен соответствующими полномочиями, в том числе полномочием отменить постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвратить дело на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 3 части 2 статьи 30.17 КоАП Российской Федерации).

Поскольку допущенные судьей Амурского областного суда нарушения носят существенный, фундаментальный характер, они повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, решение судьи Амурского областного суда от 11 сентября 2015 года нельзя признать законным и обоснованным, и на основании пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ оно подлежит отмене.

С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы в Амурском областном суде годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел не истек, настоящее дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Амурский областной суд.

Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Жалобу начальника Южного Межрайонного отдела министерства природных ресурсов Амурской области Ф.И.О.2 удовлетворить.

Решение судьи Амурского областного суда от 11 сентября 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Константиновская управляющая компания» отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Амурский областной суд, в ином составе судей.

Заместитель председателя

Амурского областного суда П.В. Белоусов