Дело №4-7-680/15
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 ноября 2015 года город Благовещенск
Заместитель председателя Амурского областного суда Белоусов П.В., рассмотрев жалобу главы Чалбачинского сельсовета Зейского района Амурской области ФИО1 на вступившие в законную силу постановление и.о. мирового судьи Амурской области по Зейскому районному судебному участку от 26 августа 2015 года, решение судьи Зейского районного суда Амурской области от 10 сентября 2015 года, вынесенные в отношении главы Чалбачинского сельсовета Зейского района Амурской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.21 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
22 июня 2015 года Чалбачинским сельским советом народных депутатов Зейского района Амурской области принято решение № о назначении выборов главы муниципального образования Чалбачинский сельсовет на 13 сентября 2015 года (л.д.7).
Указанное решение было опубликовано в информационном бюллетене Чалбачинского сельсовета 25 июня 2015 года (л.д.8).
02 июля 2015 года избирательной комиссией муниципального образования Чалбачинский сельсовет открыт счет в ОАО «Юр.лицо», на который 07 июля 2015 года администрацией Чалбачинского сельсовета Зейского района Амурской области переведены денежные средства, выделенные из местного бюджета для подготовки и проведения выборов (л.д.9,10).
11 августа 2015 года прокурором Зейского района Амурской области вынесено постановление о возбуждении в отношении главы Чалбачинского сельсовета Зейского района ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.21 КоАП РФ за нарушение установленного законом срока перечисления денежных средств избирательной комиссии, материалы дела переданы на рассмотрение мировому судье Амурской области по Зейскому районному судебному участку.
Постановлением и.о. мирового судьи Амурской области по Зейскому районному судебному участку от 26 августа 2015 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.21 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Зейского районного суда Амурской области от 10 сентября 2015 года указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
Глава Чалбачинского сельсовета Зейского района ФИО1 в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратился с жалобой в Амурский областной суд, в которой просит вынесенные по делу судебные постановления отменить.
В обоснование своей жалобы приводит доводы о том, что нарушение установленного законом срока финансирования избирательной комиссии было связано с объективными причинами.
1 июля 2015 года избирательной комиссией в ОАО «Юр.лицо» были поданы документы на открытие счета, 3 июля 2015 года получен договор банковского счета с реквизитами для перечисления.
4 и 5 июля 2015 года являлись нерабочими (выходными) днями, в связи с чем отсутствовала возможность для проведения операций по перечислению денежных средств на счет избирательной комиссии.
6 июля 2015 года избирательной комиссией в Чалбачинский сельсовет были предоставлены документы об открытии банковского счета с указанием реквизитов.
На следующий день, 7 июля 2015 года, на банковский счет избирательной комиссии поступили денежные средства, перечисленные администрацией сельсовета.
Одной из причин нарушения установленного законом срока явилось отдаленность села от райцентра (80 километров), оперативно и своевременно решить некоторые возникшие вопросы не представлялось возможным.
Распоряжение об открытии счета главой Чалбачинского сельсовета было дано своевременно.
Считает, что в рассматриваемом случае совершенное административное правонарушение является малозначительным, поскольку не повлекло за собой причинения вреда и каких-либо последствий, в связи с чем, не влечет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета).
Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Аналогичные положения о сроках финансирования расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов, содержится в части 1 статьи 62 Закона Амурской области от 26 июня 2009 года N 222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области».
В соответствии с частями 2,3 ст. 62 упомянутого Закона главным распорядителем средств, предусмотренных в местном бюджете на проведение выборов, является избирательная комиссия муниципального образования. Не допускается вмешательство органов местного самоуправления в процесс распределения средств, выделенных избирательной комиссии муниципального образования на проведение выборов.
Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из местного бюджета избирательной комиссии муниципального образования на подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, на эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов выборов и избирателей и на обеспечение деятельности комиссий, устанавливается избирательной комиссией области по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации по Амурской области. Денежные средства перечисляются на счета, открываемые комиссиям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия - в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации.
Согласно п.1.3 Порядка открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделяемых из местных бюджетов избирательным комиссиям муниципальных образований для финансирования избирательных кампаний по выборам депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, утв. Постановлением Избирательной комиссии Амурской области от 09 июня 2015 года N 183/1482-5, финансовый орган муниципального образования перечисляет денежные средства избирательной комиссии муниципального образования на счет, открытый в подразделениях Банка России, а при их отсутствии - в операционных подразделениях ОАО «Юр.лицо» (далее при совместном упоминании - Банк) на балансовом счете № «Средства, выделенные из местных бюджетов» (далее - Счет).
Избирательная комиссия муниципального образования может принять решение об открытии окружным избирательным комиссиям Счетов в Банке.
В силу ст.11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Часть 1 статьи 5.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за неперечисление, а равно перечисление с нарушением установленных законом сроков органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями по перечислению средств, кредитной организацией, отделением связи средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов и, в частности, с их финансированием.
Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума предусматривает, прежде всего, финансовое обеспечение деятельности избирательных комиссий (комиссий референдума), для чего в бюджетах всех уровней отдельной строкой выделяются средства не позднее чем в десятидневный срок со дня опубликования решения о назначении выборов и производится их перечисление и перераспределение по иерархии от вышестоящих комиссий к нижестоящим.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет бездействие (действие) уполномоченного должностного лица, которое не осуществляет или осуществляет с опозданием (без уважительной причины) перечисление денежных средств, поступающих избирательным комиссиям (комиссиям референдума), а также кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума из различных источников.
С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что решение о назначении выборов Чалбачинским сельским советом народных депутатов Зейского района Амурской области № от 22 июня 2015 года было опубликовано 25 июня 2015 года. Десятидневный срок со дня опубликования решения о назначении выборов истек 04 июля 2015 года.
Согласно платежному поручению № денежные средства администрацией Чалбачинского сельсовета избирательной комиссии в сумме <данные изъяты> рублей были перечислены 07 июля 2015 года (л.д.10).
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Исходя из п. 8 ст.36, ч.2 ст.35 Устава Чалбачинского сельсовета Зейского района Амурской области администрация сельсовета обслуживает местный бюджет, управляет средствами местного бюджета; местной администрацией руководит глава сельсовета на принципах единоначалия.
Решением избирательной комиссии Чалбачинского сельсовета Зейского района Амурской области от 13 марта 2011 года №ФИО1 признан избранным главой Чалбачинского сельсовета Зейского района, замещает указанную должность по настоящее время, поэтому судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что он является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.5.21 КоАП РФ.
В силу ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.1 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В этой связи требования ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают, что по делу об административном правонарушении наряду с иными обстоятельствами выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Рассматривая дело, и.о. мирового судьи Амурской области по Зейскому районному судебному участку, а в последующем судья Зейского районного суда пришли к выводу о наличии в действиях главы администрации Чалбачинского сельсовета Зейского района Амурской области ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.5.21 КоАП РФ.
Судебные инстанции указали, что его вина в совершении административного правонарушения выражается в том, что у администрации Чалбачинского сельсовета со 02 июля 2015 года имелась возможность получить реквизиты банковского счета и оформить заявку на перечисление денежных средств избирательной комиссии.
Каких-либо доказательств наличия сбоев в технике, препятствующих перечислению денежных средств в материалах дела не имеется. В связи с этим, судья районного суда посчитал, что нарушение установленных законом сроков финансирования избирательной комиссии свидетельствует об игнорировании должностным лицом обязательных к исполнению положений закона.
Между тем, с такими выводами согласиться нельзя.
Из материалов дела следует, что счет избирательной комиссией муниципального образования Чалбачинский сельсовет в ОАО «Юр.лицо» был открыт 02 июля 2015 года, что следует из договора банковского счета № от 02 июля 2015 года (л.д.9). Указанный договор представителем избирательной комиссии муниципального образования Чалбачинский сельский совет Зейского района Ф.И.О.1 был получен 03 июля 2015 года (л.д.22).
04 и 05 июля 2015 года являлись нерабочими (выходными) днями, возможность для проведения операций по перечислению денежных средств на счет избирательной комиссии в эти дни отсутствовала.
Председатель избирательной комиссии муниципального образования Чалбачинский сельский совет Ф.И.О.2 мировому суде показала, что ею документы об открытии банковского счета с указанием реквизитов в администрацию Чалбачинского сельсовета были переданы 06 июля 2015 года (л.д.21 обратная сторона).
7 июля 2015 года, т.е. на следующий день после того как в администрацию Чалбачинского сельсовета поступили сведения о реквизитах счета, избирательной комиссии муниципального образования Чалбачинский сельский совет были перечислены денежные средства, выделенные из местного бюджета для подготовки и проведения выборов.
Утверждение о том, что распоряжение об открытии счета главой Чалбачинского сельсовета ФИО1 было дано своевременно, материалами дела не опровергнуто.
Кроме того, заслуживает внимание довод жалобы о том, что одной из причин нарушения установленного законом срока явилась отдаленность села от райцентра (80 километров), вследствие этого обстоятельства оперативно и своевременно решить некоторые возникшие вопросы не представлялось возможным.
В соответствии с частями 3, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
По смыслу статей 2.2 и 2.4 КоАП РФ должностное лицо несет ответственность в случае умышленного или неосторожного неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Таких действий (бездействий) со стороны главы Чалбачинского сельсовета ФИО1 из материалов дела не усматривается.
Понятие административного правонарушения включает в себя такие обязательные признаки как противоправность, виновность и наказуемость.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков, входящих в состав правонарушения, приводит к невозможности привлечения лица к административной ответственности.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.
Таким образом, постановление и.о. мирового судьи Амурской области по Зейскому районному судебному участку от 26 августа 2015 года, решение судьи Зейского районного суда Амурской области от 10 сентября 2015 года, вынесенные в отношении главы Чалбачинского сельсовета Зейского района Амурской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.21 КоАП РФ не могут быть признаны законными и обоснованными и они подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях главы Чалбачинского сельсовета Зейского района Амурской области ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.5.21 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу главы Чалбачинского сельсовета Зейского района Амурской области ФИО1 удовлетворить.
Постановление и.о. мирового судьи Амурской области по Зейскому районному судебному участку от 26 августа 2015 года, решение судьи Зейского районного суда Амурской области от 10 сентября 2015 года, вынесенные в отношении главы Чалбачинского сельсовета Зейского района Амурской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.21 КоАП РФ отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в действиях главы Чалбачинского сельсовета Зейского района Амурской области ФИО1 состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Амурского областного суда П.В. Белоусов