ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-7-750/15 от 16.12.2015 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело №4-7-750/15

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 декабря 2015 года город Благовещенск

Заместитель председателя Амурского областного суда Белоусов П.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 16 июня 2015 года, решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 18 августа 2015 года, решение судьи Амурского областного суда от 27 октября 2015 года, вынесенные в отношении должностного лица отдела материально-технического обеспечения Управления ФСКН России по Амурской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.7.30 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

20 февраля 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от Управления ФСКН России по Амурской области поступили сведения об объемах закупок, осуществленных Управлением среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.

Согласно представленным данным, объем закупок, осуществленных Управлением ФСКН России по Амурской области для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2014 год составил 11,5 % от совокупного годового объема закупок (с учетом части 1.1 ст. 30 Федерального закона от 30 июня 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), т.е. менее 15%, установленных законом.

Расчет доли закупок, осуществленных для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, производился исходя из следующих данных (представлены в виде Приложения 2 к письму Управления ФСКН России по Амурской области от 18 февраля 2015 года ):

- совокупный годовой объем закупок (тыс. р.): 26075;

- совокупный объем закупок, перечисленных в части 1.1 ст. 30 Федерального закона от 30 июня 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (тыс. р.): 16305,64;

- стоимость заключенных контрактов с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (тыс. р.): 1596,53.

Ответственным должностным лицом за разработку плана закупок товаров, работ, услуг, а также за организацию размещения закупок для нужд Управления ФСКН России по Амурской области является должностное лицо отдела материально-технического обеспечения Управления ФСКН России по Амурской области ФИО1

29 мая 2015 года ведущим специалистом-экспертом отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области в отношении должностного лица отдела материально-технического обеспечения Управления ФСКН России по Амурской области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.7.30 КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 16 июня 2015 года должностное лицо отдела материально-технического обеспечения Управления ФСКН России по Амурской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.7.30 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Решением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 18 августа 2015 года указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

Решением судьи Амурского областного суда от 27 октября 2015 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 16 июня 2015 года изменено в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен до 25000 рублей. В остальной части постановление и решение судьи Благовещенского городского суда от 18 августа 2015 года оставлены без изменения, а жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

ФИО1 в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Амурский областной суд подана жалоба, в которой просит постановление должностного лица и судебные акты отменить.

В жалобе она указывает, что расчет, выполненный Управлением Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, является неверным, что привело к незаконному привлечению её к административной ответственности.

Согласно выписке из отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств по состоянию на 01 января 2015 года, Управлению ФСКН России по Амурской области в 2014 году доведено лимитов бюджетных обязательств на сумму 25 898,40 тыс. рублей.

По КБК 204 0308 0910049 244220 выделено 14 376,00 тыс. рублей. Эта сумма указана с учетом денежных средств, выделенных на оплату услуг адвокатов, которая не включается в расчет совокупного годового объема закупок.

В 2014 году совокупный годовой объем закупок Управления ФСКН России по Амурской области составил 24089,54 тыс. рублей. Из этой суммы Управлением на заключение контрактов у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ направлено 19 304,31 тыс. рублей.

Управление ФСКН России по Амурской области разместило у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в 2014 году закупок на сумму 867,35 тыс. рублей, что составляет 18,1% от совокупного годового объема закупок.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.

Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

В соответствии с ч.11 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что 20 февраля 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от Управления ФСКН России по Амурской области поступили сведения об объемах закупок, осуществленных среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года, и он составил 11,5 % от совокупного годового объема закупок.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица отдела материально-технического обеспечения Управления ФСКН России по Амурской области, ответственного за разработку плана закупок товаров, работ, услуг, а также за организацию размещения закупок для нужд Управления ФСКН России по Амурской области ФИО1 к административной ответственности по ч.11 ст.7.30 КоАП РФ.

В суде ФИО1 указала, что представленная информация в Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области являлась ошибочной ввиду неверно произведенного расчета объема закупок контрактным управляющим Управления ФСКН России по Амурской области. В расчет ошибочно были включены закупки, размещенные Управлением ФСКН России по Амурской области у единственного поставщика в соответствии с ч.1 ст.93 Федерального закона от 30 июня 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», закупки, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте до 01 января 2014 года, а также при расчете объёма закупок принята в расчет сумма, выделенная для оплаты услуг адвокатов.

Согласно п.16 ст.3 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

В силу ч.1.1 ст. 30 этого же Закона при определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Пунктом 4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации или в административном судопроизводстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Рассматривая дело по жалобе ФИО1, судья Благовещенского городского суда не усмотрел оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении.

Судья исходил из того, что Управлению ФСКН России по Амурской области был доведен лимит бюджетных обязательств за 2014 год в объёме 25 898,40 тыс. руб.

Материалами дела установлено, что за счет совокупного годового объёма закупок Управлением ФСКН России по Амурской области оплачивались контракты, заключенные до 2014 года на сумму 5320,91 тыс. руб., по ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - на сумму 13983,40 тыс.руб.

При таких данных судья пришел к выводу, что в соответствии с ч.1.1 ст. 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для расчета объема, подлежащего размещению у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных коммерческих организаций, величина совокупного годового объёма закупок составляет 6594,09 тыс.руб. (25 898,40 - 13983,40 - 5320,91).

Следовательно, необходимый объём закупок для субъектов малого предпринимательства должен был составить в 2014 году (в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») 989,11 тыс.руб. (6594,09 х 15%).

Фактически же заказчик разместил у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в 2014 году закупок на сумму 867,35 тыс.руб., что составляет от совокупного годового объёма закупок 13,15% (867,35 тыс.руб/6594,090 тыс.руб х 100%).

Судья Амурского областного суда с расчетом произведенным судьей Благовещенского городского суда согласился.

Между тем, согласно представленной информации и.о. начальника УФСКН России по Амурской области от 16 июня 2015 года за в Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области в 2014 году на оплату услуг адвокатов, назначенных органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с УПК РФ израсходовано 1 808,85 тыс. рублей из доведенных лимитов бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации 204 0308 0910049 244220 (л.д.17).

В нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебными инстанциями указанные сведения предметом проверки и оценки не являлись.

В силу п.4 ч.2 ст.1 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч.1). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (ч.3). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4).

Каких-либо оснований не доверять представленной информации и.о. начальника УФСКН России по Амурской области в Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области 16 июня 2015 года за о расходах на оплату услуг адвокатов не имеется, доказательств, опровергающие эти данные, материалы дела не содержат.

Согласно выписке из отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств (Управление ФСКН России по Амурской области) по состоянию на 01 января 2015 года УФСКН России по Амурской области в 2014 году доведено лимитов бюджетных обязательств на сумму 25 898,40 тыс. рублей, по КБК 204 0308 0910049 244 220 сумма составила 14376,00 тыс. рублей (л.д.38).

Принимая во внимание, что в эту сумму (14 376,00 тыс. рублей по КБК 204 0308 0910049 244220) включены расходы на оплату услуг адвокатов, назначенных органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с УПК РФ, учету подлежит сумма за минусом указанных расходов 12 567, 15 тыс. руб. (14 376,00 тыс. рублей - 1 808,85 тыс. рублей).

Из этого следует, что совокупный годовой объем закупок Управления ФСКН России по Амурской области в 2014 году составил 24 089,54 тыс. рублей.

Судебными инстанциями установлено, что Управлением ФСКН России по Амурской области у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в 2014 году размещено закупок на сумму 867,35 тыс.руб.

За счет совокупного годового объёма закупок Управлением ФСКН России по Амурской области оплачивались контракты, заключенные до 2014 года на сумму 5320,91 тыс.руб., по ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - на сумму 13983,40 тыс.руб.

Следовательно, 13983,40 тыс. рублей + 5320,91 тыс. рублей = 19304,31 тыс. рублей;

24089,54 тыс. рублей -19304,31 тыс. рублей = 4785,23 тыс. рублей;

867,35 тыс. рублей*100%/4785,23 тыс. рублей =18,1%.

Таким образом, Управлением ФСКН России по Амурской области в 2014 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций размещено закупок товаров, работ, услуг в объеме 18,1 % от совокупного годового объёма закупок, что превышает размер объема закупок установленный ч.1 ст.30 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (не менее 15% от совокупного годового объема закупок).

При таких обстоятельствах, выводы судебных инстанций о наличии в действиях должностного лица отдела материально-технического обеспечения Управления ФСКН России по Амурской области ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не соответствуют закону и опровергаются материалами дела.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.

Таким образом, постановление заместителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 16 июня 2015 года, решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 18 августа 2015 года, решение судьи Амурского областного суда от 27 октября 2015 года, вынесенные в отношении должностного лица отдела материально-технического обеспечения Управления ФСКН России по Амурской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.7.30 КоАП РФ не могу быть признаны законными и обоснованными и они подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях должностного лица отдела материально-технического обеспечения Управления ФСКН России по Амурской области ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 16 июня 2015 года, решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 18 августа 2015 года, решение судьи Амурского областного суда от 27 октября 2015 года, вынесенные в отношении должностного лица отдела материально-технического обеспечения Управления ФСКН России по Амурской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.7.30 КоАП РФ отменить.

Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в действиях должностного лица отдела материально-технического обеспечения Управления ФСКН России по Амурской области ФИО1 состава административного правонарушения.

Заместитель председателя

Амурского областного суда П.В. Белоусов