ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-1 от 17.01.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 4-а-1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 января 2019 года город Тверь

Председатель Тверского областного суда Карташов А.Ю., рассмотрев дело по жалобе защитника Столяровой А.А. в защиту интересов ФИО1 на решение судьи Тверского областного суда от 26.09.2018,

установил:

постановлением № 11/25-31-15 от 25.04.2018 заместителя главного государственного инспектора в Кувшиновском, Лихославльском, Торжокском районах по использованию и охране земель, главного специалиста-эксперта Торжокского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области, оставленным без изменения решением заместителя главного государственного инспектора в Тверской области по использованию и охране земель, заместителя начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Тверской области № 11/25-31-12 от 01.06.2018, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Магистраль»
ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Торжокского городского суда Тверской области от 30.07.2018 постановление № 11/25-31-15 от 25.04.2018 заместителя главного государственного инспектора в Кувшиновском, Лихославльском, Торжокском районах по использованию и охране земель, главного специалиста-эксперта Торжокского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области и решение заместителя главного государственного инспектора в Тверской области по использованию и охране земель, заместителя начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Тверской области № 11/25-31-12 от 01.06.2018 отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Тверского областного суда от 26.09.2018 решение судьи Торжокского городского суда Тверской области от 30.07.2018 отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Торжокский городской суд Тверской области.

Защитник ФИО1 - Столярова А.А. обратилась в Тверской областной суд с жалобой на решение судьи областного суда, в которой просит о его отмене и прекращении производства по делу ссылаясь на то, что при вынесении решения судья областного суда не рассматривал факт нахождения на земельном участке кафе на законном основании. Материалами дела подтверждаются действия ФИО1 по переводу земельного участка. Однако, перевод земельного участка не возможен из-за бездействия Правительства Тверской области. Указывает на то, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения имелась в случае отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую, которого не имеется, следовательно, в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения.

ФИО1, извещенный о поданной жалобе, свои пояснения относительно изложенных в ней доводов, не представил.

Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 18.12.2018, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», имеет вид разрешенного использования «под здание телятника», что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 214-223 том 1).

Указанный земельный участок принадлежит на праве государственной собственности Администрации Торжокского района Тверской области.

На основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым передан в аренду ООО «Магистраль» (л.д. 76-78 том 1).

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут заместителем главного государственного инспектора в Кувшиновском, Лихославльском, Торжокском районах по использованию и охране земель проведено обследование земельного участка с кадастровым по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Административное обследование земельного участка проведено путем анализа сведений, содержащихся в ЕГРН с подгрузкой ортофотопланов, а также путем визуального осмотра земельного участка, произведенного без доступа на земельный участок.

В ходе административного обследования проводилась фотосъемка цифровой фотокамерой Canon Power Shot A 810.

По результатам обследования установлено, что на указанном земельном участке фактически расположено блочно-модульное здание кафе, здание телятника отсутствует о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ административного обследования объекта земельных отношений (л.д. 68-70 том 1).

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица – генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» ФИО1 постановлением заместителя главного государственного инспектора в Кувшиновском, Лихославльском, Торжокском районах по использованию и охране земель, главного специалиста-эксперта Торжокского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области ФИО2 № 11/25-31-12 от 25.04.2018 к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

С указанными выводами согласился заместитель главного государственного инспектора в Тверской области по использованию и охране земель, заместитель начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Тверской области в решении № 11/25-31-12 от 01.06.2018.

Проверяя законность принятых по делу актов, судья Торжокского городского суда Тверской области пришел к выводу об отмене постановления и решения должностных лиц и прекращении производства по делу в виду отсутствия в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Указанные выводы судья городского суда мотивировал тем, что заключая с администрацией Торжокского района договор аренды земельного участка, ФИО1 имел намерения в установленном законом порядке изменить категорию и вид разрешенного использования земельного участка, в связи с чем за период времени с 2016 года по настоящее время он как должностное лицо ООО «Магистраль», будучи заинтересованным в переводе земельного участка в иную категорию, неоднократно обращался в Правительство Тверской области и Министерство имущественных и земельных отношений для ускорения процедуры, а также в органы прокуратуры, в виду чего, оснований полагать, что ФИО1 допущено использование земельного участка с кадастровым не по целевому назначению, не имеется, следовательно, выводы должностных лиц о том, что использование заявителем указанного земельного участка под размещение кафе вместо телятника образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, являются ошибочными и противоречат закону. Кроме того, доказательств, бесспорно свидетельствующих о функционировании кафе, в материалах дела не имеется, а невозможность скорейшего перевода земельного участка из одной категории земель в другую и внесения новых сведений в ЕГРН обусловлена процедурой такого перевода и не зависит от воли ФИО1

Судья Тверского областного суда, отменяя решение судьи городского суда и направляя дело на новое рассмотрение в Торжокский городской суд Тверской области, руководствуясь положениями пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, исходил из того, что по материалам дела земельный участок фактически используется под размещение здания кафе, то есть не в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, здание телятника отсутствует, процедура перевода земельного участка из одной категории в другую на настоящий момент не завершена, до настоящего времени сведения об изменении категории и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым в ЕГРН не зарегистрированы, что свидетельствует о том, что принятый судьей городского суда судебный акт не отвечает требованиям статей 24.1 и 26.11 КоАП РФ.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1, пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу положений статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно материалам дела об административном правонарушении земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», имеет вид разрешенного использования «под здание телятника», что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 214-223 том 1).

Согласно статье 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно статье 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Указанный земельный участок на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема передачи к нему передан в аренду ООО «Магистраль» (л.д. 76-78 том 1).

В соответствии с пунктом 1 договора аренды арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым , расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир д. <данные изъяты>, участок находится примерно в <данные изъяты> м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование: под здание телятника) в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемого к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью.

Пунктами 4.4.3 и 4.4.4 договора аренды установлено, что арендатор обязан соблюдать целевое, а также разрешенное использование участка, добросовестно и эффективно использовать участок в соответствии с разрешенным использованием и условиями настоящего договора.

Из акта приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что целью использования земельного участка – под здание телятника.

Согласно материалам дела, на земельном участке с кадастровым , расположенном по адресу: <адрес> расположено блочно-модульное здание кафе, здание телятника отсутствует, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ административного обследования объекта земельных отношений с фотоматериалами (л.д. 68-70 том 1).

В соответствии с частью 1 статьи 2, частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон о переводе земель) для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона о переводе земель по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в сроки, установленные данной нормой.

Частью 3 статьи 5 Федерального закона о переводе земель установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Доказательств перевода земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес> из одной категории в другую, не представлено.

До настоящего времени сведения об изменении категории и вида разрешенного использования указанного земельного участка в ЕГРН не зарегистрированы.

Доводы о том, что ФИО1 неоднократно принимались меры для перевода земельного участка из одной категории в другую, не указывают на неверность принятых в отношении него актов и не влекут их отмену.

Указанные обстоятельства, требования КоАП РФ оставлены без внимания судьей городского суда при рассмотрении жалобы на постановление и решение должностных лиц, что является существенным нарушением процессуальных норм, установленных КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Приведенные выше обстоятельства, в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ служат безусловным основанием для отмены решения судьи городского суда и направлении материалов дела на новое рассмотрение в городской суд.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Принимая во внимание вышеизложенное, прихожу к выводу, что судья областного суда обоснованно отменил решение Торжокского городского суда Тверской области от 30.07.2018 и в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ направил дело на новое рассмотрение в Торжокский городской суд Тверской области.

Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.

Руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

решение судьи Тверского областного суда от 26.09.2018 оставить без изменения, жалобу защитника Столяровой А.А. в интересах ФИО1 - без удовлетворения.

Председатель суда А.Ю. Карташов