ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-110 от 10.04.2017 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 4-а-110

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 апреля 2017 года город Тверь

Председатель Тверского областного суда Карташов А.Ю., рассмотрев дело по жалобе директора <данные изъяты>ФИО1 на решение судьи Кимрского городского суда Тверской области от 22 сентября 2016 года,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка Кимрского района Тверской области от 24 февраля 2016 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении директора <данные изъяты>
(далее – ООО «<данные изъяты>») ФИО2 прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решением судьи Кимрского городского суда Тверской области от
22 сентября 2016 года указанное постановление мирового судьи судебного участка Кимрского района Тверской области от 24 февраля 2016 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.

Постановлением мирового судьи судебного участка Кимрского района Тверской области от 02 декабря 2016 года директор ООО <данные изъяты> ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.

Определением судьи Кимрского городского суда Тверской области от 14 марта 2017 года ходатайство ФИО2 о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы на постановление мирового судьи судебного участка Кимрского района Тверской области от 02 декабря 2016 года оставлено без удовлетворения.

Директор ООО <данные изъяты> ФИО2 обратился в Тверской областной суд с жалобой на решение судьи Кимрского городского суда Тверской области от 22 сентября 2016 года, в обоснование которой указал, что на территории Тверской области не разработан и не принят нормативно-правовой акт – схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории области. Полагает, что при таких обстоятельствах требование административного органа, выраженное в предписании требование об определении на местности границ зоны охраны охотничьих ресурсов специальными информационными знаками является незаконным.

Указывает, что до установления уполномоченным на то органом границ особо защитных участков лесов, в порядке, предусмотренном Лесным кодексом Российской Федерации либо другими федеральными законами, обозначить границы зон охраны охотничьих ресурсов в порядке, предусмотренном пунктами 3-8 приказа Минприроды России № 503, не представляется возможным.

Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 23 марта 2017 года, ознакомившись с доводами жалобы, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Объектом данного правонарушения является порядок управления, контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору).

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, является невыполнение в установленный срок законного предписания.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО <данные изъяты>» проведена плановая выездная проверка, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» государственным инспектором Тверской области в области охраны окружающей среды ФИО3 вынесено предписание , согласно которому ООО «<данные изъяты>» обязано было выделить приказом зону охраны с описанием границ; обозначить на местности границы зоны охраны охотничьих ресурсов специальными информационными знаками в соответствии с Приказом Минприроды России от 12 ноября 2010 года № 503 «Об утверждении Порядка установления на местности границ зоны охраны охотничьих ресурсов». Срок исполнения предписания был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ предписание государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды ФИО3 не выполнено.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора
ООО «<данные изъяты>» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что в установленный в предписании срок ООО «<данные изъяты>» не предпринимало действий по выполнению предписания, а также не сообщало о невозможности в установленный срок выполнить предписание; с заявлением о продлении срока его выполнения не обращалось.

Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» регулируются отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

В соответствии со статьей 1 приведенного закона пользователи животным миром - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.

В соответствии со статьей 35 названного Федерального закона пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.

Статьей 40 Федерального закона о животном мире установлены обязанности пользователей животным миром, в числе которых им предписано соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром; проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира.

В силу частей 1, 11 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство. Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств.

В силу пункта 6 части 4 статьи 27 данного Федерального закона охотхозяйственное соглашение должно включать в себя, в том числе обязательства юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 декабря 2010 года № 560 утверждены виды и состав биотехнических мероприятий, а также порядок их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов, которым установлено, что кроме иных видов биотехнических мероприятий в охотничьих угодьях создаются зоны охраны охотничьих ресурсов (подпункт 2.1.5).

Согласно статье 51 Федерального закона от 24 июля 2009 года
№ 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами создаются особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых их использование ограничивается. Обозначение на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Данный порядок определен приказом Минприроды РФ от
12 ноября 2010 года № 503 «Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов», согласно пункту 9 которого на территории закрепленных охотничьих угодий организация и выполнение работ по оснащению специальными информационными знаками осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения, или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона «Об охоте».

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство (часть 1 статьи 39).

Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации. В схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации определяются цели планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов (части 3 и 4 статьи 39).

Согласно части 5 статьи 39 названного Закона к схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий.

При составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается ее совместимость с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства (часть 7 статьи 39).

Внутрихозяйственное охотустройство направлено на обеспечение осуществления физическими лицами и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья (части 11 и 12 статьи 39).

При этом в части 13 статьи 39 Закона указано, что в схеме использования и охраны охотничьего угодья определяются мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры.

ООО «<данные изъяты>» осуществляет пользование охотничьими ресурсами на основании охотхозяйственного соглашения от
ДД.ММ.ГГГГ и проекта внутрихозяйственного устройства опытного охотничьего хозяйства Росохотрыболовсоюза «<данные изъяты>».

Проектом внутрихозяйственного устройства «<данные изъяты>» предусмотрен воспроизводственный участок общей площадью 8,5 тыс. га.

Таким образом, на ООО «<данные изъяты>» лежала обязанность по обозначению на местности специальными информационными знаками границы зоны охраны охотничьих ресурсов, наличие которой предусмотрено проектом внутрихозяйственного устройства.

Доводы жалобы ФИО2 о том, что на территории Тверской области не утверждена схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий, не свидетельствуют о незаконности выданного предписания и отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного участью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах судья городского суда пришел к верному выводу об отмене постановления мирового судьи о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Учитывая, что санкция части 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает назначения наказания должностным лицам в виде дисквалификации, срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае в силу части 3 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год.

Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности должностного лица – директора ООО «ОРХ «Калининское»
ФИО2 на момент рассмотрения жалобы судьей городского суда не истек, судьей правомерно принято решение о направлении дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17,
30.18 КоАП РФ,

постановил:

решение судьи Кимрского городского суда Тверской области от
22 сентября 2016 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председатель суда А.Ю. Карташов