ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-129 от 26.03.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 4-а-129

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 марта 2018 года город Тверь

Заместитель председателя Тверского областного суда Улыбина С.А., рассмотрев дело по жалобе защитника Общества с ограниченной ответственностью «АСВ Строй» Кондратьевой Г.Д. на постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 № 791 от 04.09.2017, решение судьи Калининского районного суда Тверской области от 20.11.2017 и решение судьи Тверского областного суда от 25.12.2017,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 № 791 от 04.09.2017, оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда Тверской области от 20.11.2017, Общество с ограниченной ответственностью «АСВ Строй» (далее – ООО «АСВ Строй») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей.

Решением судьи Тверского областного суда от 25.12.2017 постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 № 791 от 04.09.2017 и решение судьи Калининского районного суда Тверской области от 20.11.2017 изменены, размер назначенного административного наказания в виде штрафа в размере 45000 рублей снижен до 35000 рублей, в остальной части постановление и решение оставлены без изменения.

Защитник ООО «АСВ Строй» Кондратьева Г.Д. обратилась в Тверской областной суд с жалобой на постановление должностного лица и судебные акты, ссылаясь на то, что при рассмотрении дела не были соблюдены требования статьи 24.1 КоАП РФ. В рамках рассмотрения гражданского дела по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора о прекращении деятельности ООО «АСВ Строй» не связанной с осуществлением сельскохозяйственного производства на земельном участке по адресу: <адрес> были приняты меры по обеспечению иска, которые сняты только 28.09.2016. Учитывая прекращение деятельности подразделения ООО «АСВ Строй» более года и неизвестностью результатов окончания судебного разбирательства заявитель не имел возможности производить какие-либо действия в своем структурном подразделении в связи с запретом деятельности. Для оформления заявки и последующей постановки на государственный учет объекта необходимо было оформить разрешение на выбросы из нового источника для чего нужно разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Для разработки проекта был заключен договор с указанием сроков выполнения работ. Полагает, что заявитель не мог принять все возможные и зависящие от него меры соблюдения действующего законодательства. Выводы должностного лица о том, что фактически производственная деятельность по адресу: <адрес> не прекращалась не основаны на доказательствах. Указывает на то, что выводы об отсутствии оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и 2.9 неправомерны. Кроме того, в настоящее время объект поставлен на государственный учет.

ООО «АСВ Строй», будучи извещенным о поданной жалобе, свои пояснения относительно приведенных в ней доводов не представило.

Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 28.02.2018, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федерального закона № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «АСВ Строй».

В ходе проверки установлено, что ООО «АСВ Строй» с 2015 года эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, а именно: промышленную площадку, расположенную по адресу: <адрес>.

На основании разрешения Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ промышленной площадке ООО «АСВ Строй», расположенной по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дано право осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативы которых утверждены приказом от ДД.ММ.ГГГГ Управления Росприроднадзора по Тверской области.

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» по проекту нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ООО «АСВ Строй» по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ источниками выделения загрязняющих веществ в атмосферу являются: транспорт, асфальтосмеситель, емкости битумохранилища, емкости силосного склада минерального порошка, ленточный транспортер, склады щебня, бункеры питатели, емкости силосного склада цемента. Общее количество источников выброса на предприятии 22, из них: 5 организованных и 17 неорганизованных.

Частями 1 и 2 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 219-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 01.01.2015) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции настоящего Федерального закона).

Однако в установленный действующим законодательством срок
ООО «АСВ Строй» не выполнило обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а именно промышленной площадки, расположенной по адресу: <адрес>

Согласно статье 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.46 КоАП РФ, и виновность ООО «АСВ Строй» в совершении данного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами:

копией постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-25);

копией письменных объяснений ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27-28);

копией разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28 оборот -29);

копией экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29 оборот -31);

копией выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО «АСВ Строй» (л.д.32-33,41-42);

копией договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34);

копией договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-36);

копией свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (л.д.43);

копией представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54);

копией акта проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица (л.д.60-71), а также иными материалами дела, которым дана надлежащая правовая оценка, основанная на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что на основании определения Калининского районного суда Тверской области от 24.06.2015 были приняты меры обеспечения производства по делу в виде приостановления производственной деятельности структурного подразделения ООО «АСВ Строй», которые были сняты только 28.09.2016, основанием для освобождения ООО «АСВ Строй» от административной ответственности не являются.

Как следует из материалов дела, по результатам внеплановой выездной проверки Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ ООО «АСВ Строй» выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, на момент проведения проверки Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой 30.06.2017 соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды установлено, что ООО «АСВ Строй» эксплуатирует промышленную площадку, расположенную по адресу: <адрес> с 2015 года, при этом заявка о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду ООО «АСВ Строй» не подавалась.

Учитывая изложенное, ООО «АСВ Строй» не было лишено возможности исполнить возложенную на него действующим законодательством обязанность поставить на государственный учет промышленную площадку, расположенную по адресу: <адрес>, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Доводы жалобы о том, что для оформления заявки и последующей постановки на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (промышленную площадку, расположенную по адресу: <адрес>) у ООО «АСВ Строй» была необходимость первоначально оформить разрешение на выбросы из нового источника (котла, установленного в котельной) для чего нужно было разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, являются несостоятельными.

В соответствии с частью 2 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила).

Основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах «а» - «и», «м», «н» и «п» пункта 5 настоящих Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 17 Правил).

Таким образом, действующее законодательство не ставит в зависимость подачу заявки для включения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в государственный реестр необходимостью первоначального оформления разрешения на выбросы из нового источника и не свидетельствует об отсутствии у ООО «АСВ Строй» возможности подать заявку для постановки на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в установленный законом срок.

Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ООО «АСВ Строй» вопреки доводам жалобы не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для постановки на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в установленный законом срок.

Последующие действия, предпринятые для устранения привлекаемым к административной ответственности лицом допущенного нарушения, не являются основанием для его освобождения от административной ответственности.

Таким образом, ООО «АСВ Строй» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.46 КоАП РФ.

Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу являются несостоятельными и не влекут отмену постановления административного органа и судебных актов. Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.

Иных значимых доводов, ставящих под сомнение законность вынесенных постановлений, жалоба не содержит.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «АСВ Строй» вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ООО «АСВ Строй» в соответствии с санкцией статьи 8.46 КоАП РФ в минимальном размере, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы о не применении положений статей 4.1.1 и 2.9 КоАП РФ были предметом рассмотрения как должностного лица при вынесении постановления, так и судебных инстанций, обоснованно и мотивированно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых постановлениях, оснований не согласиться с которыми не имеется.

При таких обстоятельствах, оснований для изменения назначенного
ООО «АСВ Строй» административного наказания с учетом решения судьи Тверского областного суда от 25.12.2017 не имеется.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу судебных актов, не установлено.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.

Руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 № 791 от 04.09.2017 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «АСВ Строй» к административной ответственности по статьи 8.46 КоАП РФ, решение судьи Калининского районного суда Тверской области от 20.11.2017 (с учетом внесенных изменений) и решение судьи Тверского областного суда от 25.12.2017 оставить без изменения, жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «АСВ Строй» Кондратьевой Г.Д. – без удовлетворения.

Заместитель председателя суда С.А. Улыбина