Надзорное производство № 4-а-130/14
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Салехард 22 июля 2014 года
Председатель суда Ямало-Ненецкого автономного округа В.А. Патлатюк, рассмотрев надзорные жалобы представителя ООО «Экран» ФИО1 о пересмотре постановлений мирового судьи судебного участка №2 г. Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 мая 2013 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренным частью 1 статьи 20. 6 и частью 2 статьи 20.7 Кодекса РФ об АП,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г. Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 мая 2013 года № Общество с ограниченной ответственностью «Экран» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 Кодекса РФ об АП, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г. Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 мая 2013 года № Общество с ограниченной ответственностью «Экран» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса РФ об АП, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В надзорных жалобах, поданных в суд округа, представитель ООО «Экран» ФИО1 выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями, просит их отменить, производство по делу прекратить в связи отсутствием состава и события правонарушения. Полагает, что ООО «Экран» не является субъектом административного правонарушения, также допущены нарушения Федерального закона № 294-ФЗ, влекущие признание доказательств недопустимыми. Одновременно считает, что правонарушения являются малозначительными.
Изучив доводы надзорных жалоб, материалы дел об административных правонарушениях, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов истребованных дел усматривается, что в результате проверки, проведенной отделом надзорной деятельности по муниципальному образованию город Ноябрьск Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу в период с 10 часов 30 минут 22 апреля до 17 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ в помещениях ООО «Экран», расположенных по адресу: <адрес>, было установлено, что ООО «Экран» допустил следующие нарушения: не назначено должностное лицо, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны; не разработан, не согласован и не утвержден установленным порядком план основных мероприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны на 2013 год; работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты, согласно Положению об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты; не определен порядок подготовки персонала в области защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера на 2013 год (не спланировано и не проводится обучение работников организации способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях).
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное свидетельствует о совершении ООО «Экран» административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6, частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действие Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ организации обязаны, в частности:
- планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
- планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
- создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ и в целях совершенствования подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 утверждено Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно подпункту "а" пункта 2, подпункту "а" пункта 4, пункту 6 указанного Положения подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (работающее население).
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.
Повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям, уполномоченные работники.
Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ «О гражданской обороне» определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
В силу статьи 9 названного Федерального закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно пункту 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 года N 993, обеспечение средствами индивидуальной защиты осуществляется организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
Таким образом, доводы жалобы о том, что ООО «Экран» не входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и не является специально уполномоченной организацией на выполнение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не опровергает наличие в действиях Общества составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6, частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Делая вывод о виновности Общества в совершении вменяемого административного правонарушения, мировой судья обоснованно исходил из того, что в силу закона организации обязаны выполнять мероприятия, направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в отношении работников организаций. Это следует из положений статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вопреки доводам заявителя нарушений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не допущено.
Вместе с тем, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
При вынесении указанных постановлений мирового судьи судебного участка N 2 г. Ноябрьска положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учтены не были.
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения требований нормативных правовых актов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в области гражданской обороны, выявленные в ходе проверки в помещениях ООО «Экран», расположенных по адресу: <адрес>, были допущены ООО «Экран» в результате бездействия.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам выявленных нарушений в отношении ООО «Экран», было подведомственно одному мировому судье.
Следовательно, ООО «Экран», совершив в результате бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 20.6, частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, подлежал привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. В данном случае в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.6 либо части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые являются идентичными.
Оснований для прекращения производства по делам в связи с малозначительностью административных правонарушений не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся судебных актов, в ходе производства по делам об административных правонарушениях допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
в удовлетворении надзорных жалоб представителя ООО «Экран» ФИО1 отказать.
Постановления мирового судьи судебного участка N 2 г. Ноябрьска от 29 мая 2013 года изменить и назначить Обществу с ограниченной ответственностью по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6, частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В остальной части состоявшиеся судебные акты оставить без изменения.
Председатель суда (подпись) В.А. Патлатюк
Копия верна.
Председатель суда В.А. Патлатюк
Секретарь суда Новосельцев А.Е.