ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-14 от 21.02.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 4-а-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 февраля 2018 года город Тверь

Председатель Тверского областного суда Карташов А.Ю., рассмотрев дело по жалобе директора ФГКУ Комбинат «Озерный» Росрезерва
ФИО1 на постановление от 27.06.2017 мирового судьи судебного участка города Бологое Тверской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Бологовского района Тверской области и решение судьи Бологовского городского суда Тверской области от 23.11.2017,

установил:

постановлением от 27.06.2017 мирового судьи судебного участка города Бологое Тверской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Бологовского района Тверской области, оставленным без изменения решением судьи Бологовского городского суда Тверской области от 23.11.2017, юридическое лицо Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Озерный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу (далее - Комбинат) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.

Комбинат в лице директора ФИО1 обратилось в Тверской областной суд с жалобой на вышеназванные судебные акты, в которой указывает на то, что для выполнения требований предписания требуются значительные денежные средства, а финансирование деятельности комбината осуществляется Правительством из федерального бюджета, собственных денежных средств комбинат не имеет. Однако, комбинатом были предприняты исчерпывающие меры по устранению предписания, а именно: направлялись заявки и письма на выделение денежных средств. Кроме того, предприятие был введено в эксплуатацию при иных нормах и требованиях и чтобы его привести в соответствие с действующими нормами и правилами, необходимо провести капитальный ремонт. С момента сдачи объекта в 1979 году на предприятии в отношении объектов защиты не проводилось капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения, по поводу чего комбинат направлял письма в МЧС Тверской области, но ответа не поступило. Кроме того, постановление от 27.06.2017 в ходе судебного заседания оглашено не было, его копия не была вручена законному представителю, не направлена по почте в течение трех дней после его вынесения, а направлена в адрес Комбината только 12.10.2017, что свидетельствует о том, что дата вынесения постановления 09.10.2017, а, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истек, поскольку с момент поступления материала мировому судье до вынесения постановления прошло более четырех месяцев. А на официальном сайте мирового судьи размещено постановление в отношении физического лица, который никакого отношения к Комбинату не имеет. Однако, данные доводы оставлены без внимания со стороны судьи городского суда.

Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 22.01.2018, ознакомившись с доводами жалобы, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» регламентированы общие правила и обязанности организаций в области пожарной безопасности, в том числе обязанности соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии с частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Тверской области по пожарному надзору Врио начальника УНДиПР Главного управления МЧС России по Тверской области ФИО2 № 21 от 19.07.2016 в период с 04.08.2016 по 25.08.2016 в отношении Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Озерный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу проведена плановая выездная проверка по соблюдению требований пожарной безопасности с целью выполнения плана проверок на 2016 год (том 1 л.д. 4-5).

По результатам проведенной плановой выездной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, о чем 25.08.2016 года составлен акт проверки № 21 и выдано предписание № 21/1/21 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в срок до 01.04.2017 (том 1 л.д. 6-9).

На основании распоряжения заместителя начальника Главного управления МЧС России по Тверской области – начальника УНДиПР, заместителя главного государственного инспектора Тверской области по пожарному надзору ФИО3 № 3 от 09.04.2017 в отношении Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Озерный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу в период с 04.05.2017 по 18.05.2017 проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за исполнением предписания УНДиПР ГУ МЧС России по Тверской области № 21/1/21 от 25.08.2016, срок выполнения которого истек 01.04.2017 (том 1 л.д. 10-11).

В ходе проведения внеплановой выездной проверки, проведенной 18.05.2017 должностным лицом Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Вышневолоцкому, Бологовскому, Фировскому районам выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля: предписания № 21/1/21 от 25.08.2016 в части пунктов 4, 5, 6, 7, 8, а именно:

- система наружного противопожарного водоснабжения находится в неисправном состоянии, не заполнена водой, трубопроводы имеют повреждения, пункт 6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 – ответственное лицо ФГКУ Комбинат «Озерный» Росрезерва;

- на территории железнодорожной сливоналивной эстакады планировка автомобильных дорог не выполнена выше территории на 0,3 м., пункт 2.17 СНиП 2.11.03-93 - ответственное лицо ФГКУ Комбинат «Озерный» Росрезерва;

- площадка железнодорожной сливоналивной эстакады не огорожена ботиком высотой не менее 0,2 м., пункт 5.7 СНиП 2.11.03-93 - ответственное лицо ФГКУ Комбинат «Озерный» Росрезерва;

- отсутствует кольцевой проезд вокруг железнодорожной сливоналивной эстакады, пункт 2.16 СНиП 2.11.03-93 - ответственное лицо ФГКУ Комбинат «Озерный» Росрезерва;

- для охлаждения железнодорожных цистерн, сливо-наливных устройств на эстакаде не установлены стационарные лафетные стволы, пункт 8.7 СНиП 2.11.03-93 - ответственное лицо ФГКУ Комбинат «Озерный» Росрезерва, о чем составлен акт проверки № 3 (том 1 л.д. 12-13).

По факту невыполнения предписания 18.05.2017 должностным лицом Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Вышневолоцкому, Бологовскому, Фировскому районам ГУ МЧС России по тверской области в отношении ФГКУ Комбинат «Озерный» Росрезерва составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д. 2-3).

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ, и виновность ФГКУ Комбинат «Озерный» Росрезерва в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:

- протоколом № 56 от 18.05.2017 об административном правонарушении (том 1 л.д. 2-3);

- копией распоряжения (приказа) № 21 от 19.07.2016 о проведении плановой выездной проверки (том 1 л.д. 4-5);

- копией акта проверки № 21 от 25.08.2016 (том 1 л.д. 6-7);

- копией предписания № 21/1/21 от 25.08.2016 (том 1 л.д. 8-9);

- копией распоряжения (приказа) № 3 от 09.04.2017 (том 1 л.д. 10- 11);

- копией акта проверки № 3 от 18.05.2017 (том 1 л.д. 12-13) и иными материалами дела.

Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, полученным доказательствам дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Ссылки в жалобе на то, что на момент приемки объектов комбината в эксплуатацию мероприятия по обеспечению пожаробезопасности выполнены согласно проекту и предприятие было введено в эксплуатацию при иных нормах и требованиях, для того, чтобы предприятие привести в соответствие с действующими нормами и правилами необходимо провести капитальный ремонт, поскольку с 1979 года в отношении объектов защиты не проводилось капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения, правового значения для настоящего дела не имеют, так как не освобождают ФГКУ Комбинат «Озерный» Росрезерва от обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, нарушение которых выявлено и отражено в предписании № 21/1/21 от 25.08.2016 с учетом норм действующего законодательства о пожарной безопасности.

Кроме того, заявителю вменены нарушения требования пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации складов нефти и нефтепродуктов (железнодорожной сливо-наливной эстакады), представляющих собой опасный объект, требующий усиленного внимания с точки зрения противопожарной безопасности.

Отсутствие достаточного бюджетного финансирования не является основанием для освобождения от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.

Кроме того, согласно пункту 3.3 Устава ФГКУ Комбинат «Озерный» Росрезерва источниками формирования имущества комбината являются, в том числе средства, получаемые комбинатом от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (том 1 л.д. 76-89).

Согласно пункту 3.6 Устава средства, полученные комбинатом от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов комбината.

Исходя из пункта 4.1 комбинату предоставляется право в том числе определять в соответствии с утвержденной территориальным управлением сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам направления расходования прибыли, полученной от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Доказательств того, что ФГКУ Комбинат «Озерный» Росрезерва не имел возможности для выполнения предписания УНДиПР ГУ МЧС России по Тверской области № 21/1/21 от 25.08.2016 привлечь иные денежные средства, в том числе полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не представлено.

С письменным мотивированным ходатайством о продлении срока исполнения предписания в орган, его вынесший, ФГКУ Комбинат «Озерный» Росрезерва не обращалось.

Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ФГКУ Комбинат «Озерный» Росрезерва вопреки доводам жалобы не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для выполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и привлечения необходимых для этого денежных средств.

Таким образом, ФГКУ Комбинат «Озерный» Росрезерва обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что постановление мировым судьей было вынесено фактически 09.10.2017, поскольку было направлено в адрес юридического лица только 12.10.2017, являются не обоснованными.

В силу части 1 статьи 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Согласно представленным материалам, 27.06.2017 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей была вынесена и оглашена резолютивная часть постановления, мотивированное постановление составлено в этот же день, что соответствует требованиям части 1 статьи 29.11 КоАП РФ. При этом, представитель Комбината участвовал в судебном заседании и был поставлен в известность о результатах рассмотрения дела.

Вместе с тем копия постановления мирового судьи, что следует из материалов дела (том 1 л.д. 157), действительно направлена с нарушением трехдневного срока, установленного частью 2 статьи 29.11 КоАП РФ, однако допущенное нарушение не влияет на квалификацию действий Комбината по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ и не свидетельствует о нарушении его права на защиту, которое Комбинат реализовал путем обращения с жалобой в Бологовский городской суд Тверской области.

Существенных нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно. Обстоятельств, которые могли повлечь изменение либо отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Вопреки доводам жалобы постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФГКУ Комбинат «Озерный» Росрезерва вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФГКУ Комбинат «Озерный» Росрезерва в соответствии с санкцией части 12 статьи 19.5 КоАП РФ в минимальном размере, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1–4.3 КоАП РФ.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.

Руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка города Бологое Тверской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Бологовского района Тверской области, от 27.06.2017 о привлечении Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Озерный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу к административной ответственности по части 12 статье 19.5 КоАП РФ и решение судьи Бологовского городского суда Тверской области от 23.11.2017 оставить без изменения, жалобу директора ФГКУ Комбинат «Озерный» Росрезерва ФИО1 – без удовлетворения.

Председатель суда А.Ю. Карташов