ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 4-а-140
г. Саранск 31 августа 2017 г.
Председатель Верховного Суда Республики Мордовия Штанов С.В., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис» на вступившее в законную силу решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 07июля 2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис»,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Рузаевского района Республики Мордовия от 31 мая 2017 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис» (далее - ООО «Жилсервис») прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 07 июля 2017 г. указанное постановление мирового судьи судебного участка № 3 Рузаевского района Республики Мордовия отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, конкурсный управляющий ООО «Жилсервис» ФИО1 просит отменить решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 07 июля 2017 г., оставив в силе постановление мирового судьи от 31 мая 2017 г. Считает решение судьи незаконным и указывает, что в деянии ООО «Жилсервис» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ответственность по данной статье несут лицензиаты, имеющие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, однако сведения о многоквартирном доме <адрес>, находящимся под управлением ООО «Жилсервис», исключены из реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Мордовия, что явилось основанием для прекращения обществом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьёй 200 Жилищного кодекса Российской Федерации. Поэтому с этого момента общество должно было осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не в соответствии с лицензионными требованиями.
Определением от 02 августа 2017 г. жалоба ООО «Жилсервис» на решение судьи от 07 июля 2017 г. принята к рассмотрению.
07 августа 2017 г. в Верховный Суд Республики Мордовия поступили дополнения к ранее направленной жалобе, в которых ООО «Жилсервис», указывает на несогласие с постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Рузаевского района Республики Мордовия от 26 июля 2017 г., которым производство по настоящему делу прекращено на основании пункта6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, поскольку данное основание прекращения не является реабилитирующим.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как усматривается из материалов дела, в отношении ООО «Жилсервис» составлен протокол об административном правонарушении от <дата>, согласно которому обществу вменяется то, что при проведении <дата> с <данные изъяты> внеплановой проверки по соблюдению лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, проводимой по обращению гражданина ФИО2, установлено, что ООО «Жилсервис» осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом <адрес> с нарушением лицензионных требований, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Рузаевского района Республики Мордовия от 31 мая 2017 г. производство по делу было прекращено в связи с отсутствием состава вменённого административного правонарушения, ввиду того, что на момент проверки, находившийся под управлением ООО «Жилсервис», многоквартирный <адрес> был исключён из реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Мордовия.
Отменяя постановление мирового судьи, и направляя дело на новое рассмотрение, судья районного суда пришёл к выводу, что исключение многоквартирного дома из реестра указанных лицензий не является аннулированием или прекращением лицензии, поэтому ООО «Жилсервис» обязано соблюдать лицензионные требования при управлении этим домом.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Рузаевского района Республики Мордовия от 26 июля 2017 г. производство по данному делу прекращено на основании пункта6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем с вышеуказанными выводами судьи районного суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении закона.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трёх лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей.
В соответствии со статьёй 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Лицензионные требования определены в части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункте 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110.
Согласно подпункту «а» пункта 3 Положения лицензионными требованиями к лицензиату являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Исходя из вышеприведённых правовых норм, следует, что осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений частей 1 и 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьёй 200 настоящего Кодекса.
Статьёй 200 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до установленного в этой статье дня (часть 3).
Следовательно, ненадлежащее исполнение обязанности по управлению многоквартирным домом лицензиатом после исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления ООО «Жилсервис», обладающего лицензией на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 14 апреля 2015 г. <№>, был издан приказ Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия от 10 апреля 2017 г. <№>, которым с 10 апреля 2017 г. внесены изменения в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Мордовия путём исключения сведений о многоквартирном доме <адрес>, находившимся под управлением ООО «Жилсервис».
Таким образом, с 10 апреля 2017 г. ООО «Жилсервис» обязан был осуществлять деятельность по управлению данным многоквартирным домом не на основании лицензии, а на основании требований статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
ООО «Жилсервис» вменялось нарушение лицензионных требований 20апреля 2017 г., то есть после того как ООО «Жилсервис» осуществлял деятельность по управлению названным многоквартирным домом не на основании лицензии.
При таких обстоятельствах следует, что в деянии ООО «Жилсервис» отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 07 июля 2017 г. по настоящему делу и вынесенное в последующем постановление мирового судьи судебного участка № 3 Рузаевского района Республики Мордовия от 26 июля 2017 г. являются незаконными и подлежат отмене, а принятое по делу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Рузаевского района Республики Мордовия от 31 мая 2017 г., которым производство по делу было прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 07 июля 2017 г. и вынесенное в последующем постановление мирового судьи судебного участка № 3 Рузаевского района Республики Мордовия от 26 июля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис» отменить.
Председатель Верховного Суда
Республики Мордовия С.В. Штанов