ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-168 от 16.05.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 4-а-168

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 мая 2019 года город Тверь

Заместитель председателя Тверского областного суда Улыбина С.А., рассмотрев дело по жалобе начальника ООПАЗ УОООП и ВОИВ УМВД России по Тверской области ФИО1 на решение судьи Конаковского городского суда Тверской области от 26.02.2019,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 города Конаково Тверской области от 15.01.2019, ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.

Решением судьи Конаковского городского суда Тверской области от 26.02.2019 указанное постановление мирового судьи отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.

В поданной в Тверской областной суд жалобе начальник ООПАЗ УОООП и ВОИВ УМВД России по Тверской области ФИО1 просит об отмене решения судьи городского суда, ссылаясь на то, что судом дана ненадлежащая оценка факту уведомления индивидуального предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, без опроса лица, получившего корреспонденцию, в качестве свидетеля.

ФИО2, будучи извещенным надлежащим образом о поданной жалобе, письменные возражения относительно изложенным в ней доводам, не представил.

Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 17.04.2019, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.

В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).

Частями 1, 2 статьи 25.15 КоАП РФ установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Согласно выписке из ЕГРИП следует, что местом жительства индивидуального предпринимателя ФИО2 является: <адрес> (л.д. 14-16).

Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен должностным лицом в отсутствие лица, в отношении которого было возбуждено производство по делу об административном правонарушении - индивидуального предпринимателя ФИО2 (л.д. 6-7).

Согласно материалам дела, повестка с извещением о месте и времени составления данного протокола, адресованная индивидуальному предпринимателю ФИО2 была направлена 04.10.2018 по адресу: <адрес> и была получена 12.10.2018 по доверенности ФИО8 (л.д. 19-20).

Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» установлена обязанность операторов связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Согласно подпункту «б» пункта10 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (далее - Правила) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения.

Регистрируемые почтовые отправления (почтовые переводы) могут пересылаться с уведомлением о вручении (в международном почтовом обмене - с уведомлением о получении) (при подаче которых отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление (выплачен почтовый перевод).

В силу пункта 33 Правил вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств.

При этом оператор почтовой связи осуществляет фиксирование: а) данных документа, удостоверяющего личность адресата или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе); б) реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае, если от имени адресата действует уполномоченный представитель).

Указанные данные могут фиксироваться, в том числе путем их внесения оператором почтовой связи в установленные им типовые формы (бланки) документов, характер информации в которых предусматривает включение в них персональных данных адресата или его уполномоченного представителя, используемых для оказания услуг почтовой связи и обработки персональных данных.

Факт вручения регистрируемых почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) подтверждается подписью адресата (его уполномоченного представителя) или иным определенным оператором почтовой связи способом, обеспечивающим достоверное подтверждение факта вручения почтового отправления (выплаты почтового перевода).

Как свидетельствуют материалы дела и установлено судьей городского суда, повестка о месте и времени составления протокола об административном правонарушении была вручена ненадлежащему лицу, поскольку ФИО2 не уполномочивал ФИО9 получать почтовые отправления, поступающие на его имя.

Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Кроме того, как следует из письменных объяснений ФИО10 приложенных к настоящей жалобе, в магазине ИП ФИО2 в
<адрес> она работала не официально.

Доводы жалобы о том, что работники почтового отделения вручали почтовую корреспонденцию, поступающую на имя ИП ФИО2 работникам магазина по устной с ним договоренности основанием к отмене принятого по делу судебного решения быть не могут, поскольку надлежащих доказательств изменения условий доставки и вручения почтовой корреспонденции между отделением почтовой связи и ИП ФИО2 в установленном законом порядке не представлено.

При этом, доказательства передачи ФИО11 ИП ФИО2 полученной ею почтовой корреспонденции в материалах дела отсутствуют и к настоящей жалобе не приложены.

Доказательств надлежащего уведомления ФИО2 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в том числе иным способом, позволяющим установить получения извещения, суду также не представлено.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что на дату составления протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ у должностного лица административного органа отсутствовали сведения о надлежащем извещении ФИО2 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем, протокол необоснованно составлен в его отсутствие.

Указанное нарушение является существенным, поскольку повлекло нарушение права ФИО2 на защиту, поскольку, в связи с этим последний фактически был лишен возможности давать объяснения, квалифицировано и аргументировано возражать, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из смысла абзаца 3 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», указывающего, что несущественным недостатком протокола, является в том числе составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причине их неявки или причины неявки были признаны неуважительными, - следует, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного надлежащим образом о времени месте составления протокола относится к существенному недостатку, при наличии которого в соответствии с абзацем 4 пункта 4 данного Постановления Пленума протокол об административном правонарушении, как оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ подлежит возвращению в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

В соответствии с абзацем 5 пункта 4 указанного Постановления Пленума возвращение протокола возможно только на стадии подготовки дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении, обоснованно признан судьёй городского суда недопустимым доказательством по делу и исключил его из их числа.

Таким образом, учитывая, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований законодательства об административных правонарушениях, влекущие невозможность использования протокола об административном правонарушении в качестве надлежащего доказательства по делу, которые не могут быть восполнены в процессе судебного разбирательства, судья городского суда пришел к верному выводу о том, что постановление мирового судьи судебного участка № 1 города Конаково Тверской области от 15.01.2019 нельзя признать законным и обоснованным, а вину ИП ФИО2 в совершении административного правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, доказанной.

При таких обстоятельствах, судья городского суда обоснованно отменил указанное постановление мирового судьи и прекратил производство по делу в виду недоказанности обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность принятого судьёй городского суда решения и по существу выражают несогласие с произведенной судьёй городского суда оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для переоценке которой не имеется.

Существенных нарушений процессуальных норм судьей городского суда не допущено, в связи с чем, обжалуемое решение являются законными и обоснованными, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

решение судьи Конаковского городского суда Тверской области от 26.02.2019, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу начальника ООПАЗ УОООП и ВОИВ УМВД России по Тверской области ФИО1 – без удовлетворения.

Заместитель председателя суда С.А. Улыбина