ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-175 от 04.12.2014 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

 ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 4 декабря 2014 года №4-а-175

 Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Мордовия Литюшкин В.И., рассмотрев в городе Саранске жалобу Сюдикене Натальи Петровны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района города Саранска Республики Мордовия от 18 августа 2014 года и решение судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 24 октября 2014 года, вынесенные в отношении Сюдикене Натальи Петровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 установил:

 постановлением мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района города Саранска Республики Мордовия от 18 августа 2014 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 24 октября 2014 года, на заведующую отделом по Ленинскому району Жилищного управления Администрации городского округа Саранск Сюдикене Н.П. наложен административный штраф в размере трех тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Сюдикене Н.П. подала жалобу на вступившие в законную силу судебные постановления, просила их отменить и производство по делу прекратить.

 Проверив вступившие в законную силу судебные постановления, исходя из доводов, изложенных в жалобе, заместитель председателя верховного суда республики приходит к следующему.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

 Перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией городского округа Саранск и казенными учреждениями городского округа Саранск утвержден постановлением Администрации городского округа Саранск от 14 июня 2013 года №1532, в соответствии с пунктом 55 которого Жилищным управлением Администрации городского округа Саранск предоставляется муниципальная услуга – постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.

 Такая же услуга предусмотрена и примерным перечнем муниципальных услуг Администрации городского округа Саранск, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна» на базе ГАУ Республики Мордовия «МФЦ», содержащимся в приложении к постановлению Администрации городского округа Саранск от 30 января 2014 года №210.

 Постановлением Администрации городского округа Саранск от 15 июля 2011 года №1926 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги: «прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья», в соответствии с пунктом 9 которого срок исполнения муниципальной услуги составляет 30 рабочих дней с момента регистрации обращения получателя муниципальной услуги.

 В силу пункта 12 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия 25 августа 2005 года №335, постановление администрации муниципального образования о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных документов администрацией муниципального образования не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и всех необходимых документов.

 Аналогичные положения содержаться в части 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

 Часть 1.1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Такое административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

 Как следует из материалов дела и установлено судом, заведующей отделом по Ленинскому району Жилищного управления Администрации городского округа Саранск Сюдикене Н.П., осуществляющей исполнительно-распорядительные полномочия, по результатам рассмотрения заявления ФИО1 о принятии ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий от 1 апреля 2014 года, переданного многофункциональным центром в отдел по Ленинскому району Жилищного управления Администрации городского округа Саранск, направлено уведомление о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 30 мая 2014 года, то есть с нарушением установленного срока.

 Аналогичные нарушения допущены при рассмотрении заявления ФИО2 (на заявление от 28 марта 2014 года со сроком исполнения не позднее 13 мая 2014 года ответ дан 19 мая 2014 года).

 По данному факту 14 июля 2014 года прокурором Ленинского района города Саранска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заведующей отделом по Ленинскому району Жилищного управления Администрации городского округа Саранск Сюдикене Н.П.

 Предоставление заведующей отделом по Ленинскому району Жилищного управления Администрации городского округа Саранск Сюдикене Н.П. государственной услуги по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условиях, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, с нарушением установленного срока, при обстоятельствах, указанных в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, и, соответственно, наличие в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены достаточной совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

 Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным мировым судьей в соответствии с требованиями статей 29.5–29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

 Административное наказание в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей назначено заведующей отделом по Ленинскому району Жилищного управления Администрации городского округа Саранск Сюдикене Н.П. в пределах санкции, установленной частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Доводы жалобы о том, что нормы статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации в данном случае не подлежат применению, поскольку регламентируют вопросы принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, тогда как ФИО1 и ФИО2 обратились в Администрацию городского округа Саранск с заявлениями о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.

 В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (нуждающиеся в жилых помещениях), признаются, в том числе, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

 Именно по этим основаниям ФИО1 и ФИО2 обратились с заявлениями в Администрацию городского округа Саранск, указав, что являются членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

 Утверждение в жалобе о том, что срок оказания государственной услуги должен исчисляться со дня поступления в Администрацию городского округа выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об имеющихся правах гражданина и членов его семьи и сделках с недвижимым имуществом на территории Российской Федерации, является не состоятельным.

 Как указывалось выше, в силу части 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет начинает течь со дня представления заявителем в орган, осуществляющий принятие на учет, документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

 Документы, которые граждане должны представить в администрацию муниципального образования для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий перечислены в пункте 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.

 При этом согласно пункту 7.1 указанных Правил выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об имеющихся правах гражданина и членов его семьи и сделках с недвижимым имуществом на территории Российской Федерации самостоятельно истребуются администрацией муниципального образования в органе по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 Таким образом, утверждение в жалобе о том, что государственная услуга была оказана заявителям в установленный срок, является не обоснованным.

 Доводы жалобы, по существу сводящиеся к утверждению о том, что нарушение срока оказания муниципальной услуги заявителям произошло по вине Управления Росреестра по Республике Мордовия, которое несвоевременно направило ответы на запросы Администрации городского округа Саранск, как и доводы о малозначительности совершенного Сюдикене Н.П. административного правонарушения, были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в состоявшихся по делу постановлениях, и не ставят под сомнение их законность и обоснованность.

 Существенных нарушений процессуальных требований закона, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

 При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.

 Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя верховного суда республики

 постановил:

 постановление мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района города Саранска Республики Мордовия от 18 августа 2014 года и решение судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 24 октября 2014 года, вынесенные в отношении Сюдикене Натальи Петровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Сюдикене Натальи Петровны – без удовлетворения.

 Заместитель Председателя Верховного Суда

 Республики Мордовия                             В.И. Литюшкин