ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-182/12 от 10.08.2012 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Карпенко С.Л. Дело № 4-А-182/2012

Судья Катаев М.Ю.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Заместитель председателя Курганского областного суда Мочегаев Н.П., рассмотрев в городе Кургане 10 августа 2012 г. жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области  на решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 2 мая 2012 г., решение судьи Курганского областного суда от 6 июня 2012 г. по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

постановлением исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Курганской области № 12 от 24 февраля 2012 года должностное лицо - Руководитель Администрации города Кургана Якушев А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9  об административном правонарушении (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере  рублей.

Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 2 мая 2012 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решением судьи Курганского областного суда от 6 июня 2012 г. указанное решение судьи Курганского городского суда оставлено без изменения.

В жалобе в Курганский областной суд руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области  выражает несогласие с судебными постановлениями и просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права, несоответствие выводов, изложенных в судебных постановлениях, обстоятельствам дела, что повлекло нарушение прав и законных интересов Российской Федерации. Указывает, что комиссия Курганского УФАС России признала в действиях Администрации г. Кургана нарушение п.п. «б» п. 4 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (далее - Закон о торговле) и ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в принятии постановления № 3766 от 26.05.2011 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана», которым введено ограничение продажи на территории г. Кургана пива и напитков, изготовленных на его основе, и который приводит (или может) привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. На основании данного решения Администрации выдано предписание от 30.09.2011 о прекращении нарушения указанных норм, о внесении в срок до 30.10.2011 изменения в постановление от 26.05.2011 № 3766, установив начало действия запрета на торговлю в нестационарных торговых объектах пивом и напитками, изготовленными на его основе, согласно Федеральному закону № 171-ФЗ. 31.10.2011 Администрация г. Кургана обжаловала решение и предписание в Арбитражный суд Курганской области, решением которого в удовлетворении заявления отказано. Полагает, что Арбитражным судом подтвержден факт наличия нарушения Администрацией г. Кургана антимонопольного законодательства, выразившееся в принятии постановления № 3766 от 26.05.2011. Выводы судьи Курганского городского суда противоречат вступившему в законную силу постановлению Арбитражного суда. Полагает, что постановление № 3766 от 26.05.2011 принято Администрацией г. Кургана в рамках закрепленных Уставом полномочий, однако, п. 4 примечания к схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Кургана, утвержденный данным постановлением, предусматривает, что в составе остановочных комплексов размещаются нестационарные торговые объекты, реализующие печатные издания, непродовольственные товары, продовольственные товары (за исключением пива и напитков, изготовленных на его основе). В примечании к схеме размещения нестационарных торговых объектов указано, что п. 4 примечания применяется для нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения настоящей схемы, с момента окончания срока действия договора аренды земельного участка для размещения объекта или с 01.01.2012, в случае, если договор аренды земельного участка заключен на неопределенный срок. Считает, что данный факт опровергает выводы судьи о том, что постановление от 26.05.2011 № 3766 не содержит запрет на торговлю в нестационарных торговых объектах пивом и напитками, изготовленными на его основе. Кроме того, считает, что вышеуказанные ограничения создают неравные условия для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю продовольственными товарами в нестационарных торговых объектах. Указывает также, что судьей применены нормы материального права, которые не подлежат применению, и не применены нормы материального права, которые подлежат применению. Остановочный комплекс не является, по их мнению, видом общественного транспорта. Таким образом, на момент принятия постановления от 26.05.2011 № 3766 нормативно-правовой акт, устанавливающий аналогичный запрет, отсутствовал как на федеральном, так и на региональном уровне, следовательно, у Администрации г. Кургана при принятии постановления № 3766 не имелось нормы права, позволяющей ей ввести запрет на розничную торговлю пивом и напитками, изготовленными на его основе, в нестационарных торговых объектах, расположенных в составе остановочных комплексов г. Кургана. Полагает, что в постановлении и.о. руководителя Курганского УФАС России № 12 от 24.02.2012 отражены все составляющие состава правонарушения, в том числе и вина должностного лица Якушева А.Г., который знал, что за принятие постановления Администрацией г. Кургана, противоречащего действующему федеральному законодательству и которое приводит или может привести к ограничению конкуренции предусмотрена административная ответственность должностных лиц. Кроме того, само событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, подтверждено арбитражным судом, поэтому руководитель Администрации г. Кургана законно привлечен к административной ответственности.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены судебных постановлений не нахожу.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса.

Из материалов дела видно, что 26 мая 2011 года на основании Приказа Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области от 27.12.2010 № 115-ОД, которым утвержден порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Курганской области схем размещения нестационарных торговых объектов, Администрация г. Кургана приняла постановление № 3766 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана».

Согласно п. 4 Примечания к данному постановлению Администрация г. Кургана в составе остановочных комплексов размещаются нестационарные торговые объекты, реализующие печатные издания, непродовольственные товары, продовольственные товары (за исключением пива и напитков, изготавливаемых на его основе). Пункт 4 Примечания применяется для нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения данной Схемы, с момента окончания срока действия договора аренды земельного участка для размещения объекта, или с 01.01.2012, в случае если договор аренды земельного участка заключен на неопределенный срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Устава муниципального образования города Кургана, утвержденного Решением Курганской городской Думы № 38 от 28.02.2005, Администрация г. Кургана является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Кургана, наделенным Уставом города Кургана полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Кургана федеральными законами и законами Курганской области.

Согласно ст. 3 Устава муниципального образования города Кургана к полномочиям Администрации города Кургана относятся: создание условий для торговли, подготовка проекта генерального плана города Кургана, проектов местных нормативов градостроительного проектирования, проектов правил землепользования и застройки, отвод земельных участков в соответствии с действующим законодательством, осуществление земельного контроля за использованием земель.

Решением Курганской городской Думы от 28.09.2011 г. № 209 Якушев А.Г. назначен на должность руководителя Администрации города Кургана.

В силу п. 11 ст. 34 Устава руководитель Администрации горда Кургана: обеспечивает осуществление Администрацией г. Кургана полномочий по решению вопросов местного значения, руководит Администрацией города Кургана на принципах единоначалия, издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения Администрации города Кургана.

В соответствии с п. 11.31 ст. 34 Устава руководитель Администрации г. Кургана в пределах своих полномочий, установленных законодательством и Уставом г. Кургана, издает постановления Администрации г. Кургана - по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий.

Также установлено, что в адрес УФАС России по Курганской области поступило заявление от 14.04.2011 г Курганского областного отделения Общероссийской общественной организации «Объединение предпринимательских организаций малого и среднего бизнеса «Опора России» о нарушении антимонопольного законодательства со стороны Администрации г. Кургана.

По результатам рассмотрения дела, 13.02.2012 г. старшим государственным инспектором отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти УФАС по Курганской области в отношении руководителя Администрации г. Кургана Якушева А.Г. составлен протокол № 5 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

В протоколе указано, что комиссия Курганского УФАС признала в действиях Администрации г. Кургана нарушение пп. «б» п. 4 ст. 15 Закона о торговле и ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в том, что п. 4 Примечания к постановлению введено ограничение продажи на территории города Кургана пива и напитков, изготовленных на его основе, что приводит (или может) привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде доказательствами.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, судьями сделан правильный вывод о том, что из содержания п. 4 Примечания к постановлению Администрации г. Кургана от 26.05.2011 № 3766 не усматривается ограничение конкуренции хозяйствующих субъектов и нарушения запретов, установленных пп. «б» п. 4 ст. 15 Закона о торговле и ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, Постановлением Администрации № 3766 не вводился запрет на реализацию отдельных видов товаров на территории муниципального образования. Данным постановлением, определены лишь условия передачи в аренду физическим и юридическим лицам земельных участков для организации торговли в местах, относящихся к транспортной инфраструктуре города Кургана.

Судьями правильно установлено, что Постановление не содержит запрета на торговлю в нестационарных торговых объектах пивом и напитками, изготовленными на их основе. Постановление определяет назначение земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов, входящих в состав остановочных комплексов, которые имеют двойной статус (остановочный пункт и нестационарный торговый объект).

При этом судьи пришли к правильному выводу, что права арендаторов земельных участков не нарушаются, поскольку, как указано в Примечании, п. 4 Примечания применяется для нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения данной Схемы, - с момента окончания срока действия договора аренды земельного участка для размещения объекта, а в случае, если договор аренды земельного участка заключен на неопределенный срок - с 01.01.2012. Условия договоров аренды, заключенных на неопределенный срок, сохраняются до окончания срока действия договоров, а по тем договорам, срок которых не определен, данное условие подлежало включению в договор аренды при новом заключении договора (с учетом требования ст. 610 ГК РФ о праве сторон на расторжение договора аренды, заключенного на неопределенный срок).

При указанных обстоятельствах, судьями сделан правильный вывод о том, что в действиях Якушева А.Г. отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ

При указанных обстоятельствах, судебные постановления являются законными и обоснованными, каких-либо оснований для их отмены не имеется.

Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом судебного исследования, которым судьями дана надлежащая правовая оценка, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 2 мая 2012 г., решение судьи Курганского областного суда от 6 июня 2012 г. оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области  - без удовлетворения.

Заместитель председателя Н.П. Мочегаев