ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-198 от 18.07.2012 Астраханского областного суда (Астраханская область)

№ 4-а-198

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Астрахань 18 июля 2012 года

Заместитель председателя Астраханского областного суда Игнатенко В.И., рассмотрев протест заместителя прокурора Астраханской области на определение мирового судьи судебного участка № 1 Енотаевского района Астраханской области от 10 апреля 2012 года, решение судьи Енотаевского районного суда Астраханской области от 24 мая 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении главного бухгалтера Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Енотаевская детская школа искусств № 13 Муниципального образования «Енотаевский район» Люлясовой Е.И.,

установил:

определением мирового судьи судебного участка № 1 Енотаевского района Астраханской области от 10 апреля 2012 года протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Енотаевская детская школа искусств № 13 Муниципального образования «Енотаевский район» (далее- МБОУ ДО) Люлясовой Е.И. направлен по подведомственности Финансовому управлению администрации муниципального образования «Енотаевский район» Астраханской области.

Решением Енотаевского районного суда Астраханской области от 24 мая 2012 года определение мирового судьи от 10 апреля 2012 года оставлено без изменения.

В протесте заместителя прокурора Астраханской области ставится вопрос об отмене определения мирового судьи судебного участка № 1 Енотаевского района Астраханской области от 10 апреля 2012 года, решения Енотаевского районного суда Астраханской области от 24 мая 2012 года по основаниям необоснованности выводов суда о том, что рассмотрение дела относится к компетенции административного органа.

Проверив доводы протеста, материалы административного дела, прихожу к следующему выводу.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судьей, в случае необходимости выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

Материалами дела установлено, что определением мирового судьи от 10 апреля 2012 года протокол об административном правонарушении, составленный 5 апреля 2012 года начальником финансового управления администрации муниципального образования «Енотаевский район» в отношении главного бухгалтера Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Енотаевская детская школа искусств № 13 Муниципального образования «Енотаевский район» (далее- МБОУ ДО) Люлясовой Е.И. по факту нецелевого использования средств местного бюджета (часть 1 статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях) направлен для рассмотрения по подведомственности Финансовому управлению администрации муниципального образования «Енотаевский район» Астраханской области.

Мотивируя свои выводы, суд указал, что в соответствии с частью 1 статьи 23.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьями 15.14 - 15.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, уполномочен федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Однако, в соответствии с пунктом 5.1.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 года №278 (ред. от 24.03.2011 года) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Согласно Положению о Финансовом управлении администрации МО «Енотаевский район», утвержденному постановлением администрации МО «Енотаевский район» от 14.06.2011г. № 450 Управление в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Астраханской области, Уставом муниципального образования "Енотаевский район" обладает следующими полномочиями: 1) осуществляет формирование и исполнение местного бюджета, обеспечивает в соответствии с установленными размерами ассигнований целевое финансирование предприятий, учреждений и организаций за счет средств местного бюджета; 2) обеспечивает полный учет распорядителей и получателей средств местного бюджета, осуществляет кассовое обслуживание местного бюджета, а также кассовое планирование средств и направления их использования; 3) контролирует своевременность совершения операций со средствами местного бюджета и целевое направление их использования, осуществляет систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств местного бюджета; 4) осуществляет в установленном порядке подготовку проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Управления; 5) осуществляет иные полномочия, предоставленные финансовым органам законодательством и иными правовыми актами.

Направляя дело об административном правонарушении в отношении Люлясовой Е.И. на рассмотрение по подведомственности Финансовому управлению администрации МО «Енотаевский район» Астраханской области, судья не учел отсутствие полномочий у данного административного органа осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.

Согласно статье 1.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами мировыми судьями (пункт 1 часть 2 статьи 22.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 08.04.2004 № 137-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Ростовской области о проверке конституционности статей 15.14, 15.15, 15.16 и 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что субъекты Российской Федерации, полномочий по установлению административной ответственности, в том числе в определенных сферах финансового регулирования не имеют..

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях относит к предметам ведения Российской Федерации определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, федеральным органом исполнительной власти в соответствии с их установленной структурой (часть 4 статьи 1.3), при этом уполномоченными органами (должностными лицами) и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 2 статьи 22.1, часть 2 статьи 22.2). Таким образом, данный Кодекс закрепил принцип, в соответствии с которым наделение юрисдикционными полномочиями органов исполнительной власти находится в прямой зависимости от того, законом какого уровня определены материальные нормы об ответственности за административные правонарушения.

Нормы об ответственности за административное правонарушение, состоящее в нарушении норм Бюджетного кодекса Российской Федерации главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета определены на федеральном уровне (статья 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Во исполнение требований статей 164 и 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 121н на руководителей структурных подразделений Министерства финансов Российской Федерации и их заместителей возложено рассмотрение дел об административных правонарушениях при использовании средств только федерального бюджета.

Таким образом, субъект Российской Федерации может установить, какой из органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации также вправе осуществлять юрисдикционные полномочия при наличии совершенных в отношении средств регионального и местного бюджетов административных правонарушений, предусмотренных статьями 15.14, 15.15 и 15.16 КоАП Российской Федерации, при условии соответствующего воспроизведения диспозиций указанных норм об административной ответственности в законе субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Законом Астраханской области от 01.12.2011г. № 94/2011-ОЗ «Об органах и должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.14, статьями 15.15, 15.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, совершенных в отношении средств бюджета Астраханской области, местных бюджетов» дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.14, статьями 15.15, 15.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, совершенных в отношении средств бюджета Астраханской области, местных бюджетов, рассматриваются мировыми судьями.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

постановил:

протест заместителя прокурора Астраханской области удовлетворить.

Определение мирового судьи судебного участка № 1 Енотаевского района Астраханской области от 10 апреля 2012 года, решение Енотаевского районного суда Астраханской области от 24 мая 2012 года о возвращении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Енотаевская детская школа искусств № 13 Муниципального образования «Енотаевский район» Люлясовой Е.И., отменить, дело направить мировому судье судебного участка № 1 Енотаевского района Астраханской области для рассмотрения.