Дело № 4-а-227
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08 мая 2018 года город Тверь
Председатель Тверского областного суда Карташов А.Ю., рассмотрев дело по жалобе Муниципального учреждения «Администрация городского поселения город Конаково» на постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Конаково Тверской области от 18.01.2018 и решение судьи Конаковского городского суда Тверской области от 13.03.2018,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г. Конаково Тверской области от 18.01.2018, оставленным без изменения решением судьи Конаковского городского суда Тверской области от 13.03.2018, Муниципальное учреждение «Администрация городского поселения город Конаково» (далее – МУ «Администрация городского поселения город Конаково», Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, МУ «Администрация городского поселения город Конаково» в лице и.о. главы администрации города Конаково ФИО1 ставит вопрос об отмене указанных судебных актов.
В обосновании доводов жалобы указано, что автодороги по <адрес> находятся во владении и пользовании МКУ «<данные изъяты>» на основании договора безвозмездного пользования, что не было учтено судебными инстанциями.
Обращает внимание, что приложение № 2 к соглашению № 3, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между МУ «Администрация городского поселения город Конаково» и МКУ «<данные изъяты>», не прекращает обязанностей последнего по установке неровностей на указанных автодорогах за пределами срока установки.
Полагает, что обязанность по осуществлению дорожной деятельности Учреждение выполнило путем предоставления субсидий МКУ «<данные изъяты>», доказательства, предоставленные в обоснование этих доводов, не были предметом рассмотрения ни мирового судьи, ни судьи городского суда.
Критикует ссылку судьи городского суда на пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), указывая, что данной нормой закона определен перечень вопросов местного значения городского округа, но не поселения.
Обращает внимание, что при назначении наказания не было учтено в качестве смягчающего обстоятельства фактическое устранение выявленных нарушений 30.11.2017, то есть до привлечения Учреждения к административной ответственности, а также не учтен дефицит бюджета МУ «Администрация городского поселения город Конаково».
Полагает совершенное правонарушение малозначительным, просит о назначении административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 данного Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 6 указанной статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995
№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003
№ 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования город Конаково, принятого решением Совета депутатов города Конаково от 02.03.2006 № 31, к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Конаковскому району ФИО4 в ходе дорожного надзора на <адрес> у <адрес>, а также на <адрес> у <адрес> выявлены недостатки улично-дорожной сети, а именно искусственные неровности применены с нарушением требованием ГОСТа Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения»: - ширина проезжей части на <адрес> у <адрес> составляет 9,4 м, а длина искусственной неровности, установленной на ней, составляет 4,6 м; ширина проезжей части на <адрес> у <адрес> у <адрес> составляет 11,8 м, а длина искусственных неровностей, установленных на ней, составляет 5,9 м.
Факт наличия недостатков в содержании проезжей части на <адрес> и на <адрес> и вина МУ «Администрация городского поселения город Конаково» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, подтверждается материалами дела:
протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано событие административного правонарушения, а именно на допущение МУ «Администрация городского поселения город Конаково» нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог по <адрес> и по <адрес> (л.д. 2-5);
актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог по <адрес> у <адрес>, а также по <адрес> у <адрес> (л.д. 6, 9, 13);
схемами места совершения административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 10, 14);
фотоматериалом (л.д. 8, 11-12, 15);
копией проекта организации дорожного движения улиц и дорог города Конаково Тверской области, на котором указано на наличие искусственных неровностей по названным выше улицам г. Конаково Тверской области по всей ширине проезжих частей автодорог (л.д. 17-19);
копией ответа и.о. главы администрации г. Конаково Тверской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Конаково Тверской области контракты по монтажу искусственных неровностей на автодорогах г. Конаково Тверской области и приведению их в нормативное состояние не заключала (л.д. 22);
копией соглашения № 3 от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении из бюджета городского поселения город Конаково субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат по проведению работ по ремонту и содержанию дорог общего пользования муниципального образования городское поселение город Конаково в 2017 году» (л.д. 37-42);
приложением № 2 к соглашению № 3 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому работы по монтажу искусственных дорожных неровностей на территории МО «Городское поселение город Конаково» производятся с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МУП «<данные изъяты>» (л.д. 50);
иными, имеющимися в материалах дела доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективных обстоятельств, препятствовавших МУ «Администрация городского поселения город Конаково» выполнить обязательства, выразившиеся в осуществлении комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования муниципального образования городское поселение город Конаково в соответствии с приведенными выше нормами законодательства Российской Федерации, не установлено.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, мировой судья и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о доказанности виновности МУ «Администрация городского поселения город Конаково» в совершении указанного административного правонарушения.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что МУ «Администрация городского поселения город Конаково» является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения.
Бездействие МУ «Администрация городского поселения город Конаково», выразившееся в несоблюдении требований законодательства в области безопасности дорожного движения, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Полномочия по содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах городского поселения город Конаково в 2017 году МУ «Администрация городского поселения город Конаково» иному лицу, как следует из материалов дела, не передавались.
Соглашение № 3 от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о передаче МКУ «<данные изъяты>» закрепленных законом за МУ «Администрация городского поселения город Конаково» полномочий по содержанию автомобильных дорог местного значения.
Таким образом, доводы жалобы о том, что МУ «Администрация городского поселения город Конаково» свою обязанность по осуществлению дорожной деятельности выполнило посредством предоставления субсидий МКУ «<данные изъяты>», следует признать несостоятельными, а доводы о наличии у МКУ «<данные изъяты>» обязанности по установке неровностей на указанных выше автодорогах за пределами срока установки, не имеющим правового значения.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 названного Кодекса установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы настоящей жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях МУ «Администрация городского поселения город Конаково» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы ссылка судьи городского суда на положения пункта 5 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ, которыми определен перечень вопросов местного значения городского округа, а не поселения, не влечет отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствует об отсутствии в бездействии Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Вместе с тем, имеются основания для изменения состоявшихся по делу судебных актов в части назначенного Учреждению наказания.
Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Санкцией части 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусмотрено наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от двухсот до трехсот тысяч рублей.
Учитывая имеющийся у МУ «Администрация городского поселения город Конаково» дефицит бюджета городского поселения, тот факт, что МУ «Администрация городского поселения город Конаково» является бюджетным учреждением, факт устранения выявленных недостатков в содержании автодорог муниципального значения (л.д. 110, 124, 125, 157, 159), назначенное МУ «Администрация городского поселения город Конаково» административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей нельзя признать соответствующим характеру совершенного заявителем административного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела, а также финансовому положению МУ «Администрация городского поселения город Конаково», в связи с чем административный штраф подлежит снижению в соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Конаково Тверской области от 18.01.2018 и решение судьи Конаковского городского суда Тверской области от 13.03.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, вынесенные в отношении МУ «Администрация городского поселения город Конаково», подлежат изменению путем снижения назначенного Учреждению наказания в виде административного штрафа до 100 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу Муниципального учреждения «Администрация городского поселения город Конаково» удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Конаково Тверской области от 18.01.2018 и решение судьи Конаковского городского суда Тверской области от 13.03.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении Муниципального учреждения «Администрация городского поселения город Конаково» изменить путем снижения назначенного Учреждению административного наказания в виде административного штрафа с 300 000 рублей до 100 000 рублей.
Председатель суда А.Ю. Карташов