ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-266 от 25.05.2017 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 4-а-266

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 мая 2017 года город Тверь

Председатель Тверского областного суда Карташов А.Ю., рассмотрев дело по жалобе ФИО1 оглы на постановление административной комиссии при Администрации г. Твери от 18.10.2016, решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 22.12.2016 и решение судьи Тверского областного суда от 15.03.2017,

установил:

постановлением административной комиссии при администрации г. Твери от 18.10.2016, оставленным без изменения решением судьи Заволжского районного суда г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо – генеральный директор <данные изъяты> Мамедов А.К.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 32 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях» (далее Закон ТО № 46-ЗО), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Решением судьи Тверского областного суда от 15.03.2017 указанные выше акты изменены, исключено указание на нарушение генеральным директором <данные изъяты><данные изъяты> (далее – ООО «УК Благо-Сервис», Общество) Мамедовым А.К.О. требований правил уборки и содержания прилегающих и закрепленных территорий, выразившееся в не обеспечении ремонта асфальтобетонного покрытия участка дороги, расположенного в границах земельного участка многоквартирного дома. В остальной части обжалуемые акты оставлены без изменения.

Мамедов А.К.О. обратился в Тверской областной суд с жалобой на принятые по делу акты, в обоснование которой указал, что при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным жилым домом ООО «УК Благо-Сервис» и генеральный директор Общества руководствуются положениями статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и возмездным договором управления многоквартирным жилым домом, заключенным с собственниками помещений. Утверждает, что в состав вверенного управляющей компанией имущества ливнеотводы, ливневая канализация и асфальтовое покрытие придомовой территории не входят, тариф на данные работы не установлен. На общем собрании собственников многоквартирного жилого дома было принято решение о включении придомовой территории многоквартирного дома в соответствующую программу администрации г. Твери. Считает, что организация оттока воды возможна только при строительстве нового объекта, что не входит в условия договора управления и в тариф, а также в минимальный перечень работ, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 290 от 03.04.2013. Указывает, что ливнеотвод не был предусмотрен изначально при строительстве многоквартирного жилого дома; износ дорожного покрытия у дома составляет более 50 %, в связи с чем не подлежит текущему ремонту

Утверждаетт, что данные обстоятельства, несмотря на то, что они были изложены им в ходе рассмотрения дела, не были предметом рассмотрения судей. Дело судьями рассмотрено не объективно, не всесторонне и неполно.

Критикует вывод судьи районного суда о том, что асфальтирование придомовой территории может производиться не только при капитальном ремонте, но и при текущем ремонте. Указывает, что асфальтобетонное покрытие дороги требует именно капитального ремонта, поскольку ее износ составляет более 50%.

Полагает, что судьи необоснованно и немотивированно отказали в признании в совершенного правонарушения малозначительным, несмотря на то, что он, как генеральный директор Общества, принял все зависящие от него меры для предотвращения совершения правонарушения.

Обращает внимание, что его просьба о замене штрафа на предупреждение судьями проигнорирована.

Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 11.05.2017, ознакомившись с доводами жалобы, не нахожу оснований для ее удовлетворения исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Частью 1 статьи 32 Закона ТО № 46-ЗО предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области правил уборки и содержания прилегающих или закрепленных территорий.

Решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368 «Об утверждении правил благоустройства города Твери» утверждены Правила благоустройства города Твери (далее - Правила), которые действуют на всей территории города Твери и обязательны для исполнения всеми физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (пункт 1.2 Правил).

Согласно пункту 2.6 Правил содержание придомовой территории многоквартирного дома осуществляется в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом: товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией, лицами, выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.

Содержание и благоустройство в границах придомовых территорий осуществляется товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией, лицами, выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; при непосредственном управлении многоквартирным домом - собственниками помещений в данном доме (подпункт 4 пункта 2.9 Правил).

В силу пункта 2.3 Правил физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны осуществлять благоустройство земельного участка, зданий, строений, сооружений, принадлежащих им на праве собственности, в объеме, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.

Согласно пункту 6.1 Правил содержание и благоустройство территорий земельных участков включает в себя, в том числе отвод дождевых и талых вод.

Как следует из пункта 6.81 Правил, содержание дорог включает в себя ремонт дорог, тротуаров, искусственных дорожных сооружений, внутриквартальных проездов; устройство, ремонт и очистку смотровых и дождеприемных колодцев, нагорных канав и открытых лотков, входящих в состав искусственных дорожных сооружений.

В соответствии с пунктом 6.144 Правил содержание придомовой территории многоквартирного дома включает в себя, в том числе регулярную уборку, ремонт и очистку люков и решеток смотровых и ливнеприемных колодцев, дренажей, лотков, перепускных труб.

В силу пункта 1.148 Правил, управляющие организации при непосредственном управлении многоквартирным домом обязаны осуществлять необходимые работы, в том числе по содержанию сетей ливневой канализации.

Согласно пункту 6.151 Правил площадки перед подъездами домов, проездные и пешеходные дорожки должны иметь твердые покрытия. При устройстве твердых покрытий должна быть предусмотрена возможность свободного стока талых и ливневых вод.

Как установлено административной комиссией, судьями и следует из материалов дела, управляющей организацией многоквартирного <адрес> является ООО «УК Благо-Сервис», соответственно на Общество возложена обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, в том числе по содержанию придомовой территории указанного дома.

ДД.ММ.ГГГГ в период времени с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ведущим специалистом отдела благоустройства, ЖКХ и экономики Администрации <данные изъяты> района в г. Твери проведено обследование территории многоквартирного жилого <адрес>, расположенного по <адрес>.

В ходе обследования установлено нарушение правил уборки и содержания прилегающих и закрепленных территорий, выразившееся в непринятии мер по ремонту элементов благоустройства придомовой территории многоквартирного жилого дома, а именно не организован свободный сток и отвод ливневых (дождевых) вод, не обеспечен отток воды в местах, где это требуется; площадки перед подъездом жилого дома, проездные и пешеходные дорожки, тротуары не имеют твердого покрытия.

Указанные нарушения приведенных выше норм Правил благоустройства города Твери послужили основанием для привлечения генерального директора ООО «УК Благо-Сервис» Мамедова А.К.О. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 32 Закона ТО № 46-ЗО.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, а именно:

выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «УК Благо-Сервис», согласно которой Общество осуществляет деятельность по управлению недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (том 1 л.д. 30-37);

копией лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «УК Благо-Сервис» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом (том 1 л.д. 42);

копией приказа о вступлении Мамедова А.К.О. в должность генерального директора ООО «УК Благо-Сервис» (том 1 л.д. 44);

копией протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 74-76);

копией акта обследования территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 77);

фотоматериалом (том 1 л.д. 78-82);

копией договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту 3.1.1 которого управляющая компания приняла на себя обязательства по осуществлению управления общим имуществом в многоквартирном доме и по выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества (том 1 л.д. 113-116);

копиями приложений № 1 и № 2 к договору управления многоквартирным домом, согласно которым к работам по содержанию общего имущества многоквартирного дома входят работы по содержанию внешних и внутренних водостоков, системы отвода вод, к текущему ремонту включены работы по откачке воды и канализационных стоков из подвала (том 1 л.д. 117-118).

Оценив представленные доказательств в их совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, административная комиссия, судья районного суда и судья областного суда пришли к обоснованному выводу о доказанности виновности генерального директора ООО «УК Благо-Сервис» Мамедова А.К.О. в совершении указанного административного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы обстоятельства, указанные в жалобе, являлись предметом рассмотрения судей, а также административной комиссии при Администрации г. Твери, им дана соответствующая правовая оценка с приведением мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.

Доводы жалобы о том, что асфальтирование придомовой территории может производиться только при капитальном ремонте, являлись предметом рассмотрения судьи областного суда.

Решением судьи от 15.03.2017 из постановления о назначении административного наказания исключено указание на невыполнение генеральным директором ООО «УК Благо-Сервис» требований, связанных обеспечением ремонта асфальтобетонного покрытия участка дороги, расположенного в границах земельного участка многоквартирного дома.

Принимая соответствующее решение, судья областного суда с учетом содержания приложения № 2 к договору управления многоквартирным домом (том 1 л.д. 118) пришел к выводу о том, что работы по благоустройству территории с асфальтированием относятся к капитальному ремонту (том 2 л.д. 61).

Доводы жалобы о необоснованном отказе в признании совершенного генеральным директором ООО «УК Благо-Сервис» Мамедовым А.К.О. правонарушения малозначительным, следует признать несостоятельными.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из характера совершенного правонарушения и степени его общественной опасности оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имелось.

Как верно указано административной комиссией при Администрации г. Твери в обжалуемом постановлении от 18.10.2016, совершенное генеральным директором ООО «УК Благо-Сервис» Мамедовым А.К.О. правонарушение создает существенную угрозу охраняемым законом правоотношениям, так как посягает на установленный и охраняемый государством, нормативно-правовыми актами порядок общественных отношений в сфере благоустройства в границах территории муниципального образования, и свидетельствует о пренебрежительном отношении Мамедова А.К.О. к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований законодательства (том 1 л.д. 16-17).

Вопреки доводам жалобы просьба Мамедова А.К.О. о замене штрафа на предупреждение была рассмотрена судьями, оснований для замены назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение не установлено.

Как следует из части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, административное наказание в виде штрафа может быть заменено на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, и в случае выявления данного административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора) либо муниципального контроля.

Согласно приведенной нормы закона замена административного наказания в виде штрафа на предупреждение является правом, а не обязанностью судьи, органа либо должностного лица, уполномоченного разрешить дело об административном правонарушении.

Оснований для вывода о неверном применении положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется.

Вопреки доводам жалобы дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно. Порядок и срок давности привлечения должностного лица - Мамедова А.З.О к административной ответственности не нарушены. Существенных нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.

Административное наказание назначено в соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ, в пределах санкции части 1 статьи 32 Закона ТО № 46-ЗО, с учетом всех обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения, при этом размер назначенного генеральному директору ООО «УК Благо-Сервис» Мамедову А.К.О. наказания является минимальным.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых актов по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление административной комиссии при администрации г. Твери от 18.10.2016, решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 22.12.2016 и решение судьи Тверского областного суда от 15.03.2017, вынесенные в отношении должностного лица – генерального директора <данные изъяты>ФИО1 оглы, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 32 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», оставить без изменения, жалобу Мамедова А.З.О. – без удовлетворения.

Председатель суда А.Ю. Карташов