ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-267/17 от 09.01.2018 Орловского областного суда (Орловская область)

Дело № 4-А-267/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 января 2018 года г. Орел

Заместитель председателя Орловского областного суда Е.Н. Суворова, рассмотрев жалобу защитника бюджетного учреждения культуры Орловской области «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» по доверенности А.Е.В. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Заводского района г.Орла от 12 апреля 2017 года и решение судьи Заводского районного суда г.Орла от 16 мая 2017 года, состоявшиеся в отношении бюджетного учреждения культуры Орловской области «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка №1 Заводского района г.Орла от 12 апреля 2017 года юридическое лицо бюджетное учреждение культуры Орловской области «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» (далее – БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей за то, что в период с <дата> по <дата> БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» по адресу: <адрес> не выполнило предписание Управления надзорной деятельности и профилактической работы по г.Орлу Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Орловской области от <дата>, а именно: пункт №1 предписания – на объекте не в полном объеме имеется исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (журналы, акты освидетельствования скрытых работ, акты испытаний и ведомости, сертификаты и паспорта качества) (пункт 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением РФ от 25 апреля 2012г. №390); пункт №4 – система автоматического пожаротушения объекта не приведена в работоспособное состояние (пункт 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением РФ от 25 апреля 2012г. №390); пункт №5 – на дверях, ведущих к эвакуационным путям отсутствуют устройства для самозакрывания (пункт 6.18* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», пункт 6.1.23 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; пункт 33 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. №390. статьи 4, 6, 53 Федерального закона от 22 августа 2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); пункт №6 – не обеспечена обработка деревянных конструкций чердачного помещения здания в полном объеме огнезащитными составами, а также не предоставлены акты измерения толщины сухого слоя огнезащитного покрытия несущих металлоконструкций здания (металлических косоуров лестниц) (пункты 21, 108 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Правительства РФ от 25 апреля 2012г. №390; пункт 6.7.18 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты». статьи 4, 6, таблица 21 Федерального закона от 22 августа 2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); пункт №8 – не организована проверка внутреннего противопожарного водопровода (пункт 55 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. №390; Федерального закона от 22 августа 2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); пункт №9 – в вестибюле гардероба на первом этаже применяется натяжные потолки с показателями пожарной опасности, согласно предоставленного сертификата соответствия, которые не соответствуют необходимым требованиям (статья 134, таблицы 28-29 Федерального закона от 22 августа 2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); пункт №11 - приточно-вытяжная система противодымной вентиляции не приведена в работоспособное состояние (пункт 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. №390; пункты 7.2, 7.14 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»; статьи 4, 6, 85 Федерального закона от 22 августа 2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); пункт №13 – не обеспечен требуемый предел огнестойкости элементов крепления (подвески конструкций смонтированных воздуховодов систем противодымной вентиляции. расположенных в техническом чердаке, не менее нормируемых для воздуховодов (пункт 6.13 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование Требования пожарной безопасности»; статья 85 Федерального закона от 22 августа 2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); пункт №14 – не обеспечен требуемый предел огнестойкости R60, соответствующий установленной II-ой степени огнестойкости здания, маршей и площадок лестничных клеток технического этажа (подполья) здания (стальные косоуры маршей и балки площадок лестничных клеток не имеют требуемой огнезащиты) (таблица 21 Федерального закона от 22 августа 2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); пункт №15 – проходы смонтированных инженерных сетей и коммуникаций через междуэтажные перекрытия здания, в том числе чердачное и надподвальное, не заделаны негорючим материалом на всю толщину преграды обеспечивающим требуемый предел огнестойкости и их дымогазонепроницаемость в местах пересечения (пункт 22 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. №390; статья 137 Федерального закона от 22 августа 2008г.. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункт 5.2.4 СП 2.13130.2012; пункт 6.23 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»); пункт № 16 – двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток, оборудованы запорами, препятствующими их свободному открыванию изнутри без ключа (пункт 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. №390; пункт 4.2.7 СП 1.13130.2009).

Решением судьи Заводского районного суда г.Орла от 16 мая 2017 года постановление мирового судьи судебного участка №1 Заводского района г.Орла от 12 апреля 2017 года оставлено без изменения.

В поданной жалобе представитель БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» А.Е.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.

Ссылается на то, что административное здание БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство», расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации – Орловской области, а имущество Учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления, полномочия собственника в отношении закрепленного за Учреждением государственного имущества осуществляет Орловская область.

В связи с чем полагает, что БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ, и не должно нести административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, так как от имени Орловской области права владения, пользования и распоряжения в отношении областной собственности осуществляет Правительство Орловской области.

Обращает внимание на то, что здание, в котором расположено БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство», является объектом культурного наследия, поэтому работы по его приспособлению для современного использования, в том числе по соблюдению мер пожарной безопасности, должны проводиться только с письменного задания и разрешения, выданных Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области.

Приводит довод о том, что обязанность обеспечить техническую эксплуатацию здания и ответственность за нарушение требований пожарной безопасности лежит на собственнике здания, так как <дата> управлением по государственному строительному надзору Орловской области было выдано БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» заключение , согласно которому объект капитального строительства: реконструкция здания БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» соответствует требованиям: «Федерального закона от 22 июля 2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Кроме того, <дата> начальником Управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области было подписано и направлено в адрес казенного учреждения Орловской области «Орелгосзаказчик» (далее – КУ ОО «Орелгосзаказчик») разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. После чего <дата> КУ ОО «Орелгосзаказчик» в адрес директора БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» был направлен для ознакомления и подписания акт приема-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств, касающийся реконструкции здания БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство», который руководителем БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» не подписан. Отремонтированные, реконструированные и модернизированные объекты основных средств директором приняты не были ввиду наличия недостатков, в том числе связанных с пожарной безопасностью.

Принимая во внимание указанное, полагает, что в действиях БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» отсутствуют виновные действия.

Указывает на то, что исполнение предписания государственного органа от <дата> связано с конструктивными изменениями здания, однако финансирование деятельности БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» осуществляется за счет средств областного бюджета, поэтому указанные в предписании работы не могли были быть произведены без согласия собственника имущества – Орловской области, и соответствующего им финансирования.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, оснований для ее удовлетворения не нахожу.

В соответствии с частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу статьи 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть. пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

На основании статьи 6 вышеназванного Федерального закона должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22 июля 2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», каждый объект зашиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта зашиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

По делу установлено, что <дата> Управлением надзорной деятельности и профилактической работы по г.Орлу Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Орловской области в адрес БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» внесено предписание , в соответствии с которым юридическое лицо было обязано:

1. иметь на объекте исполнительную документацию на установки и системы противопожарной защиты объекта (журналы, акты освидетельствования скрытых работ, акты испытаний и ведомости, сертификаты и паспорта качества);

2. дооборудовать датчиками пожарной сигнализации ряд помещений (<...>);

3. провести замеры звуковых параметров системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

4. систему автоматического пожаротушения объекта привести в работоспособное состояние;

5. на дверях, ведущих к эвакуационным путям, установить устройства для самозакрывания;

6. обеспечить обработку деревянных конструкций чердачного помещения здания, огнезащитными составами, а также предоставить акты измерения толщины сухого слоя огнезащитного покрытия несущих металлоконструкций здания (металлических ферм чердачного покрытия, металлических элементов каркаса сцены, металлических балок перекрытия на чердаке, металлических балок по периметру проема в помещении склада декораций и декорационнобутафорского цеха);

7. разместить в здании знаки пожарной безопасности (направления движения, категория помещения по взрывопожарной и пожарной опасности и т.д.):

8. организовать проверку внутреннего противопожарного водопровода;

9. в вестибюле гардероба на первом эзаже не применять натяжные потолки без сертификатов соответствия;

10. у пожарных кранов внутреннего противопожарного водоснабжения установить кнопки управления электрозадвижкой, на обводной линии водомерного узла и пуска пожарных насосов повыситилей:

11. приточно-вытяжную систему противодымной вентиляции привести в работоспособное состояние;

12. в покрытии над сценой установить зенитные окна размером 1,2 м x 1,2 м с автоматическим и дистанционным управлением, предназначенные для дымоудаления;

13. обеспечить требуемый предел огнестойкости элементов крепления (подвески) конструкций смонтированных воздухоотводов систем противодымной вентиляции, расположенных в техническом чердаке, не менее нормируемых для воздуховодов;

14. обеспечить требуемый предел огнестойкости R60, соответствующий установленной 2-ой степени огнестойкости здания, маршей и площадок лестничных клеток технического этажа (подполья) здания;

15. проходы смонтированных инженерных сетей и коммуникаций через междуэтажные перекрытия здания, в том числе чердачное и надподвальное. заделать негорючим материалом на всю толщину преграды обеспечивающим требуемый предел огнестойкости и их дымогазонепроницаемость в местах пересечения;

16. обеспечить возможность свободного, открывания изнутри без ключей дверей из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток;

17. представить декларацию пожарной безопасности на объект защиты.

В этот же день данное предписание вручено директору БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» ФИО 1

<дата> при проведении внеплановой выездной проверки в отношении БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» было выявлено, что в установленный срок предписание от <дата> юридическим лицом не было выполнено, а именно: пункты 1, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 13, 14, 15, 16 предписания.

Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Орлу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Орловской области – заместителем главного государственного инспектора г.Орла по пожарному надзору ФИО 2<дата> протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ.

Вина БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» и факт совершения административного правонарушения подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от <дата>; предписанием от <дата>, актом проверки от <дата>, распоряжением от <дата> руководителя Отдела надзорной деятельности по г.Орлу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Орловской области о поведении проверки исполнения предписания от <дата>.

Собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ на предмет допустимости, достоверности и достаточности для правильного разрешения дела.

Действия БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» правильно квалифицированы мировым судьей по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ.

В связи с чем, обоснованно с законностью постановления мирового судьи согласился и судья Заводского районного суда г.Орла.

Административное наказание назначено БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» в пределах санкции части 12 статьи 19.5 КоАП РФ с учетом обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения и деятельности юридического лица, представляющие исключительную опасность для жизни или здоровья граждан, а также с учетом обстоятельств, смягчающих административную ответственность и отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, с учетом общих правил назначения наказания.

Назначение в данном случае наказание в виде минимального, предусмотренного санкцией части 12 статьи 19.5 КоАП РФ, штрафа в размере 70 000 руб. соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Не влечет отмену состоявшихся по делу судебных постановлений ссылка заявителя жалобы на отсутствие в действиях БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» состава правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Состав статьи 19.5 КоАП РФ является формальным и, в данном случае, объективная сторона заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, то есть для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта невыполнения требований предписания.

Предписание от <дата> выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной компетенции и обладает достаточной степенью конкретизации, чтобы считаться исполнимым, поскольку содержит подробное описание самих нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, а также указания на нормы права, нарушенные БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство».

Из материалов дела усматривается, что БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» законность выданного должностным лицом предписания не оспаривались. Напротив, при рассмотрении дела судьей было установлено, что на момент проверки исполнения предписания оно частично было исполнено.

При этом, с ходатайством о продлении данного срока в органы государственного пожарного надзора Учреждение не обращалось, а о каких-либо причинах невозможности выполнения предписания в полном объеме, в том числе в связи с недостаточностью финансирования для проведения необходимых работ, не заявляло.

Указание заявителя жалобы на то, что БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» не является собственником здания, расположенного по адресу: <адрес>, поэтому не вправе распоряжаться им, производить в нем самостоятельно какие-либо работы, а само здание относится к памятникам истории и культуры, не служит основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, так как, владея зданием на праве оперативного управления и эксплуатируя его, БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» обязано соблюдать установленные действующим законодательством требования, в том числе, в области пожарной безопасности.

При этом, наличие разрешительной документации на ввод здания в эксплуатацию, заключения на его реконструкцию, возложение на КУ ОО «Орелгосзаказчик» каких-либо обязанностей в отношении здания театра, не исключает наличие нарушений в области пожарной безопасности и необходимости их устранения лицом, эксплуатирующим здание с массовым пребыванием людей.

Довод жалобы заявителя о том, что исполнение предписания государственного органа связано с конструктивными изменениями здания, однако финансирование деятельности БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» осуществляется за счет средств областного бюджета, поэтому указанные в предписании работы не могли быть произведены без соответствующего финансирования собственника имущества – Орловской области, не являются основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, так как письменных доказательств об обращениях БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» к собственнику здания за выделением дополнительного финансирования для устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании должностного лица государственного органа, суду представлено не было.

Постановление о привлечении юридического лица БУК ОО «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 КоАП РФ,

постановила:

постановление мирового судьи судебного участка №1 Заводского района г.Орла от 12 апреля 2017 года и решение судьи Заводского районного суда г.Орла от 16 мая 2017 года, вынесенные в отношении бюджетного учреждения культуры Орловской области «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника бюджетного учреждения культуры Орловской области «Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» по доверенности А.Е.В. – без удовлетворения.

Заместитель председателя суда Е.Н. Суворова