ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-283 от 31.10.2014 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

  Дело № 4-А-283

 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 31 октября 2014 года г. Петропавловск-Камчатский

 Заместитель председателя Камчатского краевого суда Верес И.А., рассмотрев жалобу ФИО1 и его защитника – адвоката Копытова И.А. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.14.9 КоАПРФ, в отношении ФИО1,

 УСТАНОВИЛ:

 Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю № 21-05/04-14 АДА от 05 февраля 2014 года, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 7 апреля 2014 года, ФИО1, занимавший в период времени с 16 мая 2011 года по 14 октября 2012 года должность министра имущественных и земельных отношений Камчатского края, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде администратвиного штрафа в размере 15000 рублей.

 В настоящей жалобе, поданной в порядке надзора, ФИО1 и его защитник – адвокат Копытов И.А. просят об отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении постановления и судебного решения, считая их незаконными.

 Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы надзорной жалобы, нахожу указанную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 17 июля 2009 года № 160-ФЗ) действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

 Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2).

 Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, решением комиссии Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 11 июня 2013 года по делу №21-05/40-12А Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее – Министерство) признано нарушившей ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части передачи государственному унитарному предприятию «КамчатСтройЭнергоСервис» (далее- ГУП «КСЭС») функций государственного заказчика на выполнение работ по реконструкции здания Правительства Камчатского края, что привело к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, работающими на рынке строительства.

 18 сентября 2013 года заместителем прокурора Камчатского края в отношении бывшего Министра имущественных и земельных отношений Камчатского края ФИО1, который не проведя торгов на выполнение работ по реконструкции здания Правительства Камчатского края, распоряжением от 27 июля 2011 года №135-р увеличил уставной фонд ГУП «КСЭС» на 150233289 рублей за счет средств бюджета Камчатского края 2011 года, что привело к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, работающими на рынке строительства, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 05 февраля 2014 года заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю ФИО1 признан виновным в совершении указанного административного правонарушения и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

 Не согласившись с указанным постановлением ФИО1 обжаловал его в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края.

 Рассмотрев жалобу судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края на основании совокупности имеющихся в деле доказательств, принимая во внимание, постановление Пятого арбитражного суда апелляционной инстанции по делу № А24-2487/2013 от 05 марта 2014 года, оставил постановление должностного лица от 05 февраля 2014 года без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

 Согласно статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

 Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

 В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9. 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

 Согласно ч.6 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

 Согласно правовым позициям сформулированным Конституционным судом Российской Федерации в определениях от 21 июня 2011 года № 923-О-О, от 2 ноября 2011 года №1570-О-О и 02 декабря 2013 года №1909-О возбуждение комиссией антимонопольного органа производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства не предрешает, что факт административного правонарушения будет выявлен, а административное производство - возбуждено. При возбуждении и рассмотрении дела в таком производстве лицо не может быть привлечено к административной ответственности. Вместе с тем такое производство позволяет при установлении нарушения антимонопольного законодательства выявить и обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения. Однако, исследуя обстоятельства дела, комиссия может прийти и к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства или о наличии иных оснований для прекращения рассмотрения дела, исключив тем самым возможность возбуждения дела о соответствующем административном правонарушении. Факт административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.9 КоАП Российской Федерации, не может быть установлен при отсутствии вступившего в силу решения комиссии антимонопольного органа, принятого по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

 Как следует из постановления Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа №Ф03-2313/2014 от 25 июня 2014 года, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2014 года по делу № А24-2487/2013 Арбитражного суда Камчатского края отменено, оставлено в силе решение Арбитражного суда Камчатского края от 30 октября 2013 года.

 Решением Арбитражного суда Камчатского края по делу № А24-2487/2013 от 30 октября 2013 года ненормативный правовой акт Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по делу №21-05/40-12А – решение от 11 июня 2013 года №1232/05 признан недействительным как несоответствующий Федеральному закону от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 Таким образом, факт административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.9 КоАП Российской Федерации по настоящему делу не может быть установлен при отсутствии вступившего в силу решения комиссии антимонопольного органа, принятого по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

 При таких обстоятельствах, постановление должностного лица №21-05/04-14 АДА от 5 февраля 2014 года, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 07 апреля 2014 года, вынесенные в отношении ФИО1, занимавшего в период времени с 16 мая 2011 года по 14 октября 2012 года должность министра имущественных и земельных отношений Камчатского края, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, подлежат отмене.

 Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17, пункта 2 части 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – за отсутствием состава административного правонарушения.

 Руководствуясь ст.ст. 30.16-30.18 КоАП РФ,

 ПОСТАНОВИЛ:

 Надзорную жалобу ФИО1 и его защитника – адвоката Копытова И.А. удовлетворить.

 Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю № 21-05/04-14 АДА от 05 февраля 2014 года, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 7 апреля 2014 года, вынесенные в отношении ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

 Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17, пункта 2 части 2 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – за отсутствием состава административного правонарушения.

 Заместитель председателя

 Камчатского краевого суда подпись   И.А. Верес

 Верно:

 Заместитель председателя

 Камчатского краевого суда И.А. Верес